Доброго времени суток! Недавно зачиталась увлекательной книгой А.Никитина «Хождение за три моря». Как странствовал купец Афанасий Никитин по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, африканскому побережью. Мне заинтересовал взгляд автора на многие явления его огромного путешествия. Особенно интересны его заметки об Индии. Расскажу об этом подробнее.
Афанасий Никитин — русский путешественник по Индии.
Наш смелый путешественник Афанасий Никитин был не только простым купцом, он был человеком, любящим далекие путешествия. Ещё до своего известного индийского путешествия, купец Афанасий посещал Византию, Молдавию, Литву, Крым, после чего благополучно возвращался домой с заморским товаром. Где-то в 1468 г. (точных дат неизвестно) он отправляется из родной Твери в Ширванскую землю (нынешний Азербайджан) и дальше около 6-7 лет путешествует по Азии один.
Путешествие Афанасия Никитина было достаточно не простым для тех времен. Представьте только, он пешком путешествует по Индии, Персии, Турции, африканскому берегу (Сомали), Маскату.
Купец Афанасий, в первую очередь, ищет хорошие для себя товары, но им явно движет нечто большее, это любопытство и жажда исследования. Ему интересны мир и люди вокруг, хотя он испытывает моральные трудности из-за чужих нравов и обычаев. Удивительно, что именно наш соотечественник Афанасий Никитин попал в Индию за четверть века раньше, чем каравеллы Васко де Гама, которые прибыли к индийскому берегу в конце 1490-х годов. Гораздо позже прибыли в Индию англичане и французы, которые начали в ней свою бурную деятельность.
Афанасий Никитин — русский купец, путешественник и автор рукописных заметок о своих путешествиях.
Об Индии мало кто знал в Европе в те времена. Афанасий Никитин вёл свой рукописный тревел — блог дневник «Хождение за три моря», где полно описывал не только свои впечатления, но и интересные наблюдения об Индии и других странах: о быте и ведение хозяйства, об архитектуре городов, государственном устройстве, местных жителях, их традициях и обычаях. Безусловно, рукописный труд Афанасия Никитина «Хождение за три моря» — это географический, исторический и литературный памятник. Надо учесть, что заметки Афанасия об Индии, одни из первых заметок очевидца об этой далекой и загадочной стране.
Мне были интересны впечатления и заметки Афанасия Никитина относительно Индии, по которой он путешествовал пешком около 3 лет, посетив такие города, как Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и множество других. Позвольте поделиться некоторыми выдержками из книги и с вами.
После своего 2-х летнего путешествия по Персии, 9 апреля 1469 года, А. Никитин поплыл в Индию через Аравийское море. Высадился в городе Чауле, что находится южнее Бомбея (Мумбая). Отсюда и начались его почти трехлетние странствия по стране. Сначала А. Никитин оказавшись в Индии удивляется внешнему облику её жителей:
«И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку.
У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют. А женщины ходят — голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт.
В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. Если имеешь с ней тесную связь, давай два жителя, если не имеешь тесной связи, даешь один житель. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром; а любят белых людей.
Зимой у них простые люди ходят — фата на бедрах, другая на плечах, а третья на голове; а князья да бояре надевают тогда на себя порты, да сорочку, да кафтан, да фата на плечах, другой фатой себя опояшет, а третьей фатой голову обернет. О Боже, Боже великий, Господь истинный, Бог великодушный, Бог милосердный!«
Дальше, Афанасий попадает в дождливый сезон, который не мешает ему пройти пешком через множество мелких городков Индии и дойти до Джуннара.
«И я, грешный, привез жеребца в Индийскую землю, и дошел с ним до Джуннара, с Божьей помощью, здоровым, и стал он мне во сто рублей. Зима у них началась с Троицына дня. Зимовал я в Джуннаре, жил тут два месяца. Каждый день и ночь — целых четыре месяца — всюду вода да грязь. В эти дни пашут у них и сеют пшеницу, да рис, да горох, да все съестное. Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу — из татны. Коней тут кормят горохом, да варят кхичри с сахаром да с маслом, да кормят ими коней, а с утра дают шешни. В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы — на них ездят и товар и иное возят, все делают.»
В Джуннаре с Афанасием произошло событие, которое он ярко описал в своих заметках. Местный правитель пришел к Афанасию и узнав, что он не их веры «не бесерменянин», отобрал жеребца с требованием перейти в веру мусульманскую. В случае согласия жеребца обещался вернуть, да ещё и тысячу золотых в придачу. В случае отказа, правитель грозился жеребца забрать навсегда, да ещё и налог в тысячу золотых взять с Афанасия.
«И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин. И он сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу — в Мухаммеддини. А не перейдешь в веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму». И срок назначил — четыре дня, на Спасов день, на Успенский по.ст.
Да Господь Бог сжалился на свой честной праздник, не оставил меня, грешного, милостью своей, не дал погибнуть в Джуннаре среди неверных. Накануне Спасова дня приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно. Таково Господне чудо на Спасов день. А так, братья русские христиане, захочет кто идти в Индийскую землю — оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда, иди в Гундустанскую землю.
Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много. Разбойничают кафары, не христиане они и не бесермены: молятся каменным болванам и ни Христа, ни Мухаммеда не знают.»
Кадры из фильма «Хождение за три моря»
Пробыв в Джуннаре 2 месяца, наш путешественник отправляется в Бидар (штат Карнатака), столицу Бахманитского султаната. Путь до Бидара оказался длиной в один месяц»А шли есмя месяц». По пути Афанасий посетил города Кулонгере, Кольберге и множественные деревеньки: «На этом пути встречалось много других городов, всяк день по три грады, и иной день и четыре грады, колико ковов, толико градов!».
И вот Афанасий пишет о Бидаре: «В Индийской земле княжат все хорасанцы, и бояре все хорасанцы. А гундустанцы все пешие и ходят перед хорасанцами, которые на конях; а остальные все пешие, ходят быстро, все наги да босы, в руке щит, в другой — меч, а иные с большими прямыми луками да со стрелами. Бой ведут все больше на слонах. Впереди идут пешие воины, за ними — хорасанцы в доспехах на конях, в доспехах и сами и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи, по кентарю весом, да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами.
Есть тут одно место — аланд, где шейх Алаеддин, святой, лежит и ярмарка. Раз в год на ту ярмарку съезжается торговать вся страна Индийская, торгуют тут десять дней; от Бидара двенадцать ковов. Приводят сюда коней — до двадцати тысяч коней — продавать, да всякий товар привозят. В Гундустанской земле эта ярмарка лучшая, всякий товар продают и покупают в дни памяти шейха Алаеддина, а по-нашему на Покров святой Богородицы. А еще есть в том Аланде птица гукук, летает ночью, кричит: «кук-кук»; а на чьем доме сядет, там человек умрет, а захочет кто ее убить, она на того огонь изо рта пускает. Мамоны ходят ночью да хватают кур, а живут они на холмах или среди скал. А обезьяны, те живут в лесу. Есть у них князь обезьяний, ходит с ратью своей. Если кто обезьян обидит, они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать, и они, к городу придя, дома разрушают и людей убивают. А рать обезьянья, сказывают, очень велика, и язык у них свой. Детенышей родится у них много, и если который из них родится ни в мать, ни в отца, таких бросают на дорогах. Иные гундустанцы подбирают их да учат всяким ремеслам; а если продают, то ночью, чтобы они дорогу назад не могли найти, а иных учат людей забавлять.
Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да дударей десять.
А когда султан выезжает на прогулку с матерью да с женою, то за ним всадников десять тысяч следует да пеших пятьдесят тысяч, а слонов выводят двести, и все в золоченых доспехах, и перед ним — трубачей сто человек, да плясунов сто человек, да ведут триста коней верховых в золотой сбруе, да сто обезьян, да сто наложниц, гаурыки называются.
Во дворец султана ведет семь ворот, а в воротах сидят по сто стражей да по сто писцов-кафаров. Одни записывают, кто во дворец идет, другие — кто выходит. А чужестранцев во дворец не пускают. А дворец султана очень красив, по стенам резьба да золото, последний камень — и тот в резьбе да золотом расписан очень красиво. Да во дворце у султана сосуды разные.
И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а веры Иисусовой христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать.»
Из Бидара Афанасий направился в священный город Парват, где собралось около ста тысяч паломников на праздник, посвященный богу Шиве.
«Пробыл я в Бидаре четыре месяца и сговорился с индусами пойти в Парват, где у них бутхана — то их Иерусалим, то же, что для бесермен Мекка. Шел я с индусами до бутханы месяц. И у той бутханы ярмарка, пять дней длится. Велика бутхана, с пол-Твери, каменная, да вырезаны в камне деяния бута. Двенадцать венцов вырезано вкруг бутханы — как бут чудеса совершал, как являлся в разных образах: первый — в образе человека, второй — человек, но с хоботом слоновым, третий человек, а лик обезьяний, четвертый — наполовину человек наполовину лютый зверь, являлся все с хвостом. А вырезан на камне, а хвост с сажень, через него переброшен.
На праздник бута съезжается к той бутхане вся страна Индийская. Да у бутханы бреются старые и молодые, женщины и девочки. А сбривают на себе все волосы, бреют и бороды, и головы. И идут к бутхане. С каждой головы берут по две шешкени для бута, а с коней — по четыре футы»
«В Парват, к своему буту, ездят на Великий пост. Тут их Иерусалим; что для бесермен Мекка, для русских — Иерусалим, то для индусов Парват. И съезжаются все нагие, только повязка на бедрах, и женщины все нагие, только фата на бедрах, а другие все в фатах, да на шее жемчугу много, да яхонтов, да на руках браслеты и перстни золотые. (Ей-богу!) «
Интересно А. Никитин пишет свои впечатления об индийской еде.
«Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама, а буты, говорят, и есть Адам и весь род его. А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест.
Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да кхичри с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок. А от бесермен отворачиваются: не посмотрел бы кто из них в котелок или на кушанье. А если посмотрит бесерменин, — ту еду не едят. Потому едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел.
Индусы быка называют отцом, а корову — матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню.
Афанасий размышляет в своих заметках о том где и какой товар можно купить.
«И Кожикоде — пристань всего Индийского моря. Пройти мимо нее не дай Бог никакому судну: кто ее пропустит, тот дальше по морю благополучно не пройдет. А родится там перец, да имбирь, да цветы муската, да орех мускатный, да каланфур — корица, да гвоздика, коренья пряные, да адряк, да всякого коренья родится там много. И все тут дешево. А рабы и рабыни многочисленны, хорошие и черные.
А Цейлон — пристань немалая на Индийском море, и там на горе высокой лежит праотец Адам. А около горы добывают драгоценные камни: рубины, да фатисы, да агаты, да бинчаи, да хрусталь, да сумбаду. Слоны там родятся, и цену им по росту дают, а гвоздику на вес продают.
Китайская же пристань весьма велика. Делают там фарфор и продают его на вес, дешево. А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят к приезжим чужестранцам да спят с ними, и дают они чужестранцам деньги на содержание, да приносят с собой кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят купцов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, потому что люди их страны очень черны. А зачнет жена от купца дитя, то купцу деньги на содержание муж дает. А родится дитя белое, тогда купцу платят триста тенек, а черное дитя родится, тогда купцу ничего не платят, а что пил, да ел, то даром по их обычаю.»
В Индии Афанасий много переживает о том, что его вера христианская недостаточно крепкая, много соблазнов вокруг и нет храмов и служителей, которые могли бы его веру укрепить.
«Месяца мая в первый день отметил я Пасху в Индостане, в Бидаре бесерменском, а бесермены праздновали байрам в середине месяца; а поститься я начал месяца апреля в первый день. О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище Божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста и четыре Пасхи прошли, а я, грешный, не знаю, когда Пасха или пост, ни Рождества Христова не соблюдаю, ни других праздников, ни среды, ни пятницы не соблюдаю: книг у меня нет. Когда меня пограбили, книги у меня взяли. И я от многих бед пошел в Индию, потому что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара. Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху — в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской.»
«А когда Пасха, праздник воскресения Христова, не знаю; по приметам гадаю-наступает Пасха раньше бесерменского байрама на девять или десять дней. А со мной нет ничего, ни одной книги; книги взяло собой на Руси, да когда меня пограбили, пропали книги, и не соблюсти мне обрядив веры христианской. Праздников христианских — ни Пасхи, ни Рождества Христова — не соблюдаю, по средам и пятницам не пощусь. И живя среди иноверных молю я бога, пусть он сохранит меня: ‘Господи боже, боже истинный, ты бог, бог великий, бог милосердный, бог милостивый, всемилостивейший и всемилосерднейший ты, господи боже. Бог един, то царь славы, творец неба и земли’. «
Он задается вопросом, куда ему идти дальше?
«Господи, Боже мой! На тебя уповал, спаси меня, Господи! Пути не знаю — куда идти мне из Индостана: на Ормуз пойти — из Ормуза на Хорасан пути нет, и на Чаготай пути нет, ни в Багдад пути нет, ни на Бахрейн пути нет, ни на Йезд пути нет, ни в Аравию пути нет. Повсюду усобица князей повыбивала. Мирзу Джехан-шаха убил Узун Хасан-бек, а султана Абу-Саида отравили, Узун Хасан-бек Шираз подчинил, да та земля его не признала, а Мухаммед Ядигар к нему не едет: опасается. А иного пути нет. На Мекку пойти — значит принять веру бесерменскую. Потому, веры ради, христиане и не ходят в Мекку: там в бесерменскую веру обращают. А в Индостане жить — значит издержаться совсем, потому что тут у них все дорого: один я человек, а на харч по два с половиной алтына в день идет, хотя ни вина я не пивал, ни сыты.»
Кадр из фильма «Хождение за три моря«
Весь маршрут по Индии Афанасий прошел пешком. И вот решил возвращаться домой.
«А иду я на Русь с думой: погибла вера моя, постился я бесерменским постом. Месяц март прошел, начал я пост с бесерменами в воскресенье, постился месяц, ни мяса не ел, ничего скоромного, никакой еды бесерменской не принимал, а ел хлеб да воду два раза на дню (с женщиной не ложился я). И молился я Христу вседержителю, кто сотворил небо и землю, а иного бога именем не призывал.
От Ормуза морем идти до Калхата десять дней, а от Калхата до Дега шесть дней, и от Дега до Маската шесть дней, а от Маската до Гуджарата десять дней, от Гуджарата до Камбея четыре дня, а от Камбея до Чаула двенадцать дней, и от Чаула до Дабхола шесть дней. Дабхол же в Индостане пристань последняя бесерменская. А от Дабхола до Кожикоде двадцать пять дней пути, а от Кожикоде до Цейлона пятнадцать дней, а от Цейлона до Шабата месяц идти, а от Шабата до Пегу двадцать дней, а от Пегу до Южного Китая месяц идти — морем весь тот путь. А от Южного Китая до Северного идти сухим путем шесть месяцев, а морем четыре дня идти. Да устроит мне Господь крышу над головой.»
Интересно, смог бы сейчас кто-то путешествовать по 25 дней пешком, от города к городу? 🙂
После своего путешествия по Индии, Афанасий решает возвращаться на родную Русь. Путь его был довольно сложен, шел он по морю. Корабль попал в шторм и месяц блуждал по морским просторам, только на второй месяц плавания Афанасий «увидел горы Ефиопскыя». Волею судьбы, Афанасию пришлось побывать по пути к дому ещё и на африканском берегу.
Дальше А. Никитин по морю доплыл на корабле до аравийского порта Маскат, после до Ормуза. Прошел пешком через города Персии — Шираз, Кашан, Исфахан, Тебриз, после чего попал в восточное Причерноморье. Здесь Афанасий ждал своего последнего шага к дому, осталось переплыть черное море и попасть в родную Русь.
Но шторм опять сделал свое нехорошее дело, корабль крутило по морю несколько дней и прибило к берегу Балаклавы. Оттуда Афанасию пришлось добираться в Гурзуф, а после в Кафе (Феодосия): «Преидох же три моря: первое море Хвалынское, второе море Индийское, третье море Чёрное». Здесь он дождался весны, встретил русских купцов и с их караваном отправился на родину.
Но не суждено было Афанасию увидеть родные земли, он скончался в дороге, недалеко от Смоленска, так и не успев дойти до родной Твери
Московский летописец в 1475 году написал: «Того же году обретох написание Офонаса тферитина купца, что был в Индеи 4 годы, а ходил, сказывает, с Васильем с Папиным, а сказывает, что де и Смоленска не дошед, умер, а писание то своею рукою написал, иже его руки тетради привезли гости к Мамыреву Василью, к дьяку великого князя на Москву»
Путешествие в Индию А. Никитина
Вот сегодня получился такой небольшой экскурс в путешествие А. Никитина, можно сказать, первого русского путешественника в далекую и загадочную Индию, где чудеса и леший бродит.
По-моему, очень интересный человек был Афанасий Никитин, любознательный и жизнелюбивый. Рада была познакомиться с ним через его рукописные заметки о путешествиях.
В общем, кого заинтересовало, скачивайте книгу и читайте 🙂
Скачать книгу Афанасий Никитина «Хождение за три моря»
Интересно:
- В 1955 в Твери был поставлен памятник Афанасию Никитину
- В июле 2008 года в Феодосии был поставлен памятник Афанасию Никитину.
- «Афанасий Никитин» — это и фирменный пассажирский поезд РЖД
- «Афанасий Никитин» — есть и теплоход
- В 1958 году вышел фильм «Хождение за три моря» (производство киностудии Мосфильм), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.
- в 1957 названа вершина (высота 3500 м) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора именем Афанасия Никитина.
И, напоследок, фильм о путешествиях Афанасия Никитина «Хождение за три моря» от 1958 года, производство Мосфильм. Интересного просмотра! 🙂
Ну, вот и все, до новых встреч! С уважением, Наталия Любимова — автор блога Жизнь с мечтой.
Наше путешествие в Индию 2013:
- Начало нового путешествия в Индию, уже с Ярославой
- Амритсар — обитель сикхов
- Как нас встретила Дарамсала и как мы встретили Далай-Ламу
- На уроке у Далай Ламы
- Тибет сегодня. Почему Дарамсалу называют индийским Тибетом?
- Маклеод Ганж — маленькая Лхаса. Тут чудесно.
- Прогулка по Гималаям. Путь в Триунд.
- Ночевала тучка на груди утеса-великана или Как мы поселились среди облаков
- Нечунг монастырь в Дхарамсале и государственный тибетский оракул
- Норбулинка — летняя резиденция Далай Ламы
- Нижний Дарамкот и Багсу
21 Responses
Спасибо огромное за такой потрясающий экскурс в историю. Интересно, что Афанасий все о вере христианской печалился. Интересно, а у него был интерес к индийским верованиям, или все-таки он больше был купец и религиозные вопросы его не очень интересовали? И еще, интересно, на каком языке он общался?
Привет Маша 🙂 Как я поняла, он интересовался всем, что вокруг него происходило, даже, как-то имя местное получил.
Могу предположить, что его, видимо, несколько поражала индийская религиозность. Религиозные индуистские церемонии бывают довольно странные, некоторые из них, мягко говоря, могут казаться немного шокирующими для русского человека. Представляю, что творилось тут в те века. Для Афанасия это, вероятно, казалось неким «культурным шоком» и думалось, что он теряет связь со своим богом, находясь несколько лет среди совсем иного мира.
По поводу языков, я поняла, что он очень был восприимчив к языкам. Как я читала о нем, он неплохо говорил на персидском, арабском и тюркских языках, изучал их заранее, перед путешествием.Хинди он изучал уже в самой Индии «на практике». Сложно, конечно, что-то утверждать, ведь, очевидцев тех времен нет. «Хождения за три моря» переводили на современный русский язык уже в прошлом веке.
Экскурс получился не краткий, но замечательный. Приятно читать и осознавать, что это твой земляк такой след оставил в истории страны.
Это точно 🙂 Сама была удивлена прочесть о его путешествиях, почему-то, пропустила я биографию такого интересного человека в школьной программе и дальше..
Невероятно! С большим увлечением прочитал. Жаль, что бедолага Афанасий так и не дошел до родного дома, но большая удача, что его рукописи уцелели и дошли до наших дней. Действительно невероятное приключение и яркая жизнь у него вышла!
Да, смелый был человек, в те времена отправиться одному в никем неизведанную Индию. Многие и теперь побаиваются ехать в эту волшебную страну… 🙂
Например, мы. И не говори))))))
Лёша, ну я не имел ввиду Вас, хотя получилось так, как-будто имел. Уверен, что Вы соберетесь в Индию. Это очень интересная страна. Я сам ее неоднозначно воспринимаю, но не быть здесь, это многое упустить!
Саша, я знаю, что ты нас не имел в виду))) Это я просто так пошутил))))
Думаю тоже, что рано или поздно мы туда отправимся. Просто ещё не настало время. Ведь всему оно своё. =)
Я уверен, что оно обязательно настанет — Ваше время Индии. В 15 году китайцы собираются довести ж/д до Индии, по-моему через Мьянму и Таиланд. Тогда можно будет ездить сюда из Тая на поезде… Было бы классно! 🙂
Ух ты, а мы как раз скоро собираемся на тайском поезде покататься))) кто знает — может, это стане началом нашего следующего приключения))
Ой, а куда поедете? Интересно … 🙂 Леша, слушай, ты где-то писал про то, как вы делаете визу (интересует именно тайская виза для граждан Украины) ?
Вообще давно знаю, что надо бы написать нормальный человеческий FAQ, но все руки не доходят! Вот тут есть вся информация в принципе, но немного не самым удобным способом изложена http://aloha-family.com/s-chem-my-stolknulis-pered-poezdkoj/ 🙂
В двух словах — тайская виза для украинцев ни чем не отличается от тайской визы для россиян, которую делают заранее. Просто нам нельзя получить 30 дней (штамп). Еще прикол в этом году узнал — можно получить в Киеве 3-хкратную визу! Но срок действия (коридор) 6 месяцев, как и для двухкратной. Поэтом мы сделали двухкратную, хотя приехали на более долгий срок.
Собираемся в Малайзию на бордер-ран (туда на самолете, а обратно на поезде))
Ой, спасибо! Будем по этой ссылке отсылать или на ваш блог, а то многие спрашивают о визовом режиме для жителей Украины. 🙂
Спасибо, Наташа, за пост! Не знал что с таких времен у нас путешественники из России были, очень интересно, так же жаль что он не дожил (почему?) до конца своего путешествия, осталось только фильм посмотреть 🙂
Доподлинно неизвестно, что с ним случилось, есть версия, что такие довольно сложные путешествия, недоедание, другой климат, трудности подорвали здоровье. Привет, Леш 🙂
Спасибо, интересно.
Велика Русь талантливыми людьми
Да, Афанасий безусловно обладал многими талантами, знал несколько языков, очень хорошо ориентировался в пространстве.
Интересные рассказы у Афанасия об Индии. Я даже скачал книгу, может почитаю.
Да, не только честностью отличался Афанасий Никитин, но и смелостью. Пройти три моря, пешком пройти всю дорогу путешествия,пережить массу болезней,идти в жару и дождь по несколку недель,уже это говорит о том, насколько мужественны русские люди,ведь иностранцы в основном плавали, а если и шли куда, только для того, чтобы жечь,грабить и убивать. В этом и отличаются русские люди от остальных народностей.
Точно подмечено. Афанасий Никитин, был упорным мужиком и не боялся приключений! =)