Хотите узнать как на Бали:
Доброго времени суток, чудесные мои читатели. Сегодня я расскажу опять о месте, где мы живем, чудесном городке Убуд. Про это волшебное место мы написали уже множество статей, вот некоторые:
- Культурная столица острова Бали — Убуд. Прогулка
- Убуд — моя вселенная счастья. Прогулки по Убуду.
- Рисовые поля Убуда. Наши любимые пешеходные тропинки.
- Балийские зарисовки. Мгновения нашей жизни. Убуд.
- Прогулки по рисовым полям. Моменты нашей жизни. Cаяны.
- Утренний рынок в Убуде. Встаем пораньше, идем покупать овощи и фрукты!
Меня часто спрашивают, что же посмотреть в Убуде. И я рассказываю, что в самом Убуде особенно значимых достопримечательностей, как таковых, и нет. Да, тут есть храмы, в которые можно войти только в дни некоторых церемоний. Здесь есть волшебные тропинки по рисовым полям, где можно бродить и наслаждаться десятками оттенков зеленого цвета. В Убуде есть также джунгли и горные речки. Здесь знаменитый лес обезьян, где живут самые нахальные мартышки. Тут можно посмотреть по вечерам любые балийские танцы, которые танцуют в двух десятках храмов.
А главное, здесь вы можете посетить множество картинных галерей и около десяти художественных музеев. И сегодня я расскажу о своем самом любимом. Это музей Нека, которую основал Сутеджа Нека. Наверняка тот внимательный читатель, кто следит за нашими Убудскими заметками, вспомнит, что мы уже рассказывали вам о картинной галерее Нека, которая находится в центре Убуда. Эту галерею можно назвать младшей сестричкой художественного музея Нека. Сегодня я расскажу об этом месте и покажу работы этого музея.
Приглашаю вас, друзья, особенно тех, кто любит живопись, пойти со мной в художественный музей Убуда — Нека. И почувствовать наш любимый остров через сказочные картины.
Музей «Нека» назван в честь балинезийского художника Сутеджа Нека (Suteja Neka). В музее находится более 400 работ традиционной и современной балийской живописи.
Ваян Сутеджа Нека с самой юности лелеял свою мечту — открыть художественный музей, где объединить таланты и раскрыть людям красоту через живопись. В 1975 году Сутеджа Нека с голландскими художниками Рудольфом Бонне и Ари Смитом отправился в Европу, где посетил огромное количество музеев и галерей. И именно эта поездка укрепила его стремление создать музей искусств на своей родине, на острове Бали.
И уже в 1982 году Сутеджа Нека смог воплотить свою мечту, музей Нека был открыт в Убуде. Сутеджа смог собрать в своем музее всех самых именитых художников тех времен, как балийских, так и европейских. Густи Ньюман Лемпад, Роберт Коке, Мигель Коваррубиас, Рудольф Бонне, Ари Смит, Вальтер Шпис, Ваян Бенди, Кетут Кобот, Ида Багус Тогог, Ида Багус Виджа и другие.
Символом своего музея искусств является солнышко с девятью лучами. Каждый луч символизирует знание, вдохновение, образование, наука, культура и ее сохранение, преемственность, служение, открытие гостям. Три кольца на солнце обозначают место, в котором рассказывается о прошлом, настоящем и будущем.
Ярослава в музее Нека
Немного истории балийской живописи
До 1920-х годов, балийская традиционная живопись представляла собой только Wayang (или Kamasan) стиль. Картины представляли из себя двухмерные рисунки, выполненные на хлопке природными красителями. Для черного цвета использовали сажу, для желтого охру, для синего индиго.
На рисунках изображали сцены из индуистских эпосов: Рамаяны и Махабхараты. Картины использовались на церемониях, в храмах, поэтому на них важно было соблюсти все детали, вплоть до мелочей.
В 1920 году на остров Бали стали прибывать западные художники. Вследствие чего случился некий «художественный бум». Европейская богема прознала про «райский остров» и, как это бывает, стали прибывать сюда за вдохновением. Вальтер Шпис, Рудольф Боннет, Арьи Смит и другие. Все они внесли свою лепту в развитие художественной стези на острове.
В 1930 году на Бали прибыл мексиканский художник Мигель Коваррубиас. Первое, что он написал в своих заметках о балийской живописи, что местные картины используются только для религиозных и церемониальных функций. Но уже через несколько лет Мигель писал о том, что художественная ниша Бали претерпела «освободительную революцию», местные художники перестали воспроизводить только эпизоды из индуистской мифологии, а появились картины из сельской жизни, местных церемоний, праздников и повседневной жизни.
Накануне войны балийское искусство развивается в трех деревнях: Убуд (где уже обитал Вальтер Шпис) , Санур (на южном побережье), Батуан (в 10 километрах к югу от Убуда). Каждая деревня развивала собственный стиль живописи.
I Nyoman Leun 1988 «Балийская жизнь»
В Батуанской школе живописи (batuan painting), художники рассказывают через свои работы о балийских ритуалах и церемониях, показывают сцены из литературы. Сами картины выглядят довольно мрачно и зловеще. На них, в основном, изображено ночное время суток и гротескные монстры, ведьмы, демоны, божества, люди.
На Убудский стиль живописи (ubud painting) большое влияние оказал Вальтер Шпис и Рудольф Боннет. Они внесли поправки в традиционные балийские техники (добавили глубину, перспективу, цвет, объем человеческим фигурам). Картины стали содержать в себе не только мифологических персонажей, а повседневную балийскую жизнь, танцы, церемонии (и даже красивых балийских девушек-топлес). ? Этот стиль первыми подхватили балийские художники Anak Agung Gede Sobrat and Dewa Putu Bedil
Agung Gede Sobrat.
Pencak Silat Wayan Turun
.Крестьяне собирают рис.
Здесь изображен танец Барис, это военный танец, который символизирует смелость, отвагу и благородство души.
Волшебство Ари Смита (Arie Smit)
Я хочу вам показать, ради чего я ходила в Неку уже четыре раза. А все для того, чтобы полюбоваться на картины Ари Смит.
Ари Смит — это волшебная красота. Я хочу-хочу научиться творить хоть чуточку также. И научиться передавать волшебство легким, словно немного детским, но таким чудесатым образом.
Ари Смит родился в Голландии. В 40-летнем возрасте он приехал на Бали по приглашению художника Рудольфа Боннета. Этот приезд кардинально изменил жизнь Ари. С первых шагов по острову он понял, что это его дом и он никуда отсюда не уедет. Ари находился под большим впечатлением от острова Бали, от его красоты и магии, от традиций, природы, людей.
Несколько лет он просто передвигался по острову и жил в разных местах Бали, более сорока(!) раз менял свой дом и писал-писал-писал свои работы. Ари Смит говорил: «Я не могу остановиться, столько красоты вокруг. Я хочу увидеть, что будет за следующим холмом». Более всего художник был влюблен в районы Булеленг и Карангасем (и я его понимаю, это невероятно живописные места).
Арьи жил в деревнях, у простых балийцев, познавал быт и традиции, участвовал в церемониях, жил местной жизнью. И все свои ощущения писал на холсте. Каждая его работа является не выдумкой, а настоящей реальностью, перемещенную с жизни на холст. И эта реальность так и осталась живой, через холст мелькают целые пласты истории, погружайся и смотри. 🙂
После несколько лет путешествий и жизни в разных районах острова, Ари вернулся в Убуд, где поселился в доме у Сутеджа Неки. Отсюда пошла их дружба. Ари начал обучать Убудских детишек живописи, создав совершенно новый стиль, такой же волшебный, как и стиль Арьи Смит, но чуть-чуть иной, под названием «юный художник» или «молодежный».
Удивительно, Ари Смит до конца своей жизни так и жил на любимом острове Бали, считая это место своим домом. Он умер в возрасте 99 лет на Бали. Он ушел из жизни за месяц до своего столетия, это произошло в этом году, 23 марта 2016 года.
Вот такой волшебный человек жил и работал на Бали. А вы, дорогие читатели, уже знаете о том, что когда я говорю слово «работа», я имею в виду настоящее предназначение человека, его истинную стезю. И когда человек реализовывают ту задачу, ради которой он пришел на землю, и делает свою «ра-боту», то она превращается в «ра» — солнце и «бота» — разговор. То есть человек говорит с солнцем и приносит солнечный свет на эту планету. В ра-боте Ари Смита эти солнечные лучи очень чувствуются…. 🙂
Праздник Галунган
Церемония в храме
Большой баньян около храма
Вообще его дивные картины у меня полностью ассоциируются с этим островом. Эти чудесные храмики, балийские церемонии, пейзажи в его стиле выглядят просто волшебно и восхитительно. Хочется помечтать нарисовать что-то подобное.
Церемония на полной луне
Балийский пейзаж — холмы и деревья
Милые сердцу рисовые поля
Пляж Ловина и море Бали
Гора Агунг
Деревенский мечтатель
У Ари Смит много восхитительных работ балийских храмов и церемоний. Я нахожусь под большим впечатлением, как тонко и глубоко художник чувствует энергию и дух острова Бали. Он пишет так, как оно и есть есть, передает все волшебство этого невероятного пространства, его глубину и атмосферу. Через его работы можно, практически, побывать на острове и ощутить его душу.
Храм возле рисового поля
Женщины идут в храм
В этой книге можно увидеть большую часть работ Ари Смита. Когда-нибудь я обязательно ее себе куплю. В магазинчике при музее я увидела эту книгу в продаже.
Сфотографировала несколько картин из книги.
У Ари Смита было так уютно, что Ярослава долго не хотела уходить, она танцевала, просила ее фотографировать, листала книги.
Яя рассматривает картины Ари Смита и говорит:»Мама, смотри какая красота!»
Прыгает и танцует. Вот какие вдохновляющие картины.
Ари Смит — волшебство! Сердце ребенка не обманешь!)
Дальше в экспозиции музея мы видим очень интересный стиль, который непосредственно связан, опять же, с Ари Смитом. Сейчас расскажу подробней.
Убуский стиль живописи «молодые художники» или «молодежный» (Young Artists Style Painting)
Это еще один популярный балийский стиль живописи «молодежный» (young painting). Появился в 1960 г, в Убуде, в районе Пенестанан. Главный лозунг этого стиля «ярко, весело, насыщенно». И в создании этого стиля живописи непосредственную роль сыграл художник Ари Смит.
Существует некая версия, как родился этот стиль. Ари Смит гулял по рисовым полям и встретил детишек, которые пытались рисовать на песке. В сознание художника мгновенно возникла чудо- идея. Он принес холсты, краски, кисти и предложил детям учиться рисовать. И первое, что они начали рисовать, это сцены из повседневной балийской жизни. Отсюда все и пошло.
И кстати, именно Ари Смит, уже к 1970 году, привлек около трехсот крестьянских художников производить картины для туристов. Первые талантливые художники этого стиля были I Nyoman Tjaka and Ketut Soki. Они рисовали картины церемоний, урожая риса, балийских будней.
Мне очень нравится этот стиль. Эти картины настолько многомерны и многовариантны. Их хочется рассматривать и находить что-то новое. Возле нашего дома в Убуде есть несколько домашних картинных галерей, где я из-за дня в день наблюдаю двух дедушек, которые подолгу пишут картины церемоний и рисовых полей. Обязательно куплю себе такую картину домой. После Ари Смит это мой любимый стиль балийской живописи. Мне кажется, их можно часами рассматривать. 🙂
«Upacara nganten» или свадебная церемония.
На картине можно наблюдать сразу несколько событий. Автор показывает двух юношей, которые готовят традиционное свадебное угощение «бэби гулинг» или поросенка в специях. Женщины расположили подношения в беседке бале. Пеманку (священник) готовит святую воду «тирта» для церемоний (он в центре). Жених и невеста, в свадебных нарядах, проходят ритуальное очищение, подносят подношения духам, в том числе и жертвоприношения «кару» для умиротворения демонов ( они на переднем плане картины).
Церемония Меласти
Шествия являются обычной чертой большинства балийских церемоний. На этой картине мы видим церемонию Меласти. Позолоченные «тедунг» (большие зонтики), «умбул-умбул» или пенжоры, символизирующие гору Агунг, оркестр-гамелан — это целый ансамбль ударных инструментов, который сопровождает все церемонии, красочные бантен (подношения для божественных сил), переносимые женщинами на головах. Другие участники церемонии несут священные фигуры божеств от одного храма к другому, или же несут их на берег моря, реки, святой источник для обрядов очищения. Пратима (святые образы) и другие артефакты помещены в «джампана» (подобие маленьких беседок), которые несут мужчины на плечах.
Павильон старой фотографии
Друзья, мы идем дальше и заходим в павильон старой фотографии. Здесь можно увидеть небольшую коллекцию черно-белых фотографий, которые были сделаны американским фотографом Робертом Коке (Robert Koke) в 1930-1940 годах.
Утренний рынок
Кремация
Рядом с фотопространством находится павильон Густи Лемпада, знаменитого в Убуде скульптора. Помните, о нем я вам уже рассказывала здесь.
Павильон Густи Ньюман Лемпада (I Gusti Nyoman Lempad)
Напомню вам немного об этом необычном человеке. Густи Лемпада был интереснейшим человеком, да ещё и долгожителем. Он умер в 116 лет, причем сам выбрал дату своего ухода. Биографию Лемпада я прочитала на сайте дома Лемпада (lempadofbali.com) — вот небольшие выдержки:
- Густи Лемпад родился в 1862 году, в столице древнего королевства Бали — Бедулу. В 1883 году Лемпад уже стал известным скульптором.
- В 1885 году происходят разрушительные извержения вулкана Батур, после чего семья Леппада находит пристанище в Убуде, под покровительством короля Чокорда.
- В 1890 году Лемпад помогает строить дворец в Убуде
- В 1952 году Лемпад строит храм Сарасвати в Убуде.
- В 1950 году, в возрасте 90 лет, Лемпад является одним из основателей художественной школы в Убуде. Его таланты архитектора и скульптора пользуются большим спросом.
- 1978 год. По балийскому лунному календарю Павукон наступил день Kageng Кliwon, который считается самым благоприятным днем общения с духами. В этот день скульптор Лемпад решает перейти в другой мир. Он совершает омовение, одевается в белые одежды и зовет свою семью, которым говорит, что прощается с ними и просит продолжать его дело. После прощания с семьей Густи Лемпад оставил тело.
Павильон Густи Лемпада
Скульптура мамы и многочисленных деток очень нравится Ярославе. Сколько раз мы приходили в музей, столько раз ее было не оторвать от этой скульптуры.
Картины Густи Лемпада выполнены черными чернилами, Они показывают сцены из индийского эпоса — Рамаяны или Махабараты или рассказывают о повседневной балийской жизни.
.Тут же можно посмотреть книгу с более полным сборником картин Густи Лемпада.
А во дворике между павильонами есть небольшое «бале» (беседка) с традиционными балийскими инструментами.
И кресло королевы)
А следующий павильон посвящен индонезийской живописи, где собраны работы индонезийских художников.
Абдул Азиз (Abdul Aziz) Очень известная работа «Взаимное притяжение», репродукции которой можно увидеть на улочках Убуда.
Абдул Азиз «Моя дорогая малютка»
Абдул Азиз «Рама и Сита»
Alimin «Лежащая девушка» 1979
Alimin «Танец Реджанг» 1974
Alimin «Церемония около моря»
Дальше мы переходим в павильон европейских художников, которые жили и работали на Бали. И здесь мы видим романтичные портреты Рудольфа Боннета и Вильяма Хофкера, волшебство Тео Майера из Швейцарии, находим легко читаемый стиль Антонио Бланко (помните, наша мама рассказывала о нем в своей статье про музей Бланко в Убуде), Также, в этом павильоне представлены работы художников других стран Азии, которые жили на Бали.
Рудольф Боннет «Девушки Ньеман и Кетут»
Роджер Сан-Мигель (Roger San Miguel) — филиппинский художник. Он являлся частым гостем на Бали и создал много работ, вдохновленных балийской культурой.
Эту картину Роджер создал, вдохновленный балийской народной сказкой о семи небесных нимфах и молодом юноше, который женится на одной из них.
Theo Maier — мастер цвета, на мой взгляд. Лучистый художник из Швейцарии, который тоже был влюблен в остров Бали. Он пишет: «Я искал место, где сохранились больше культуры и традиций, в природном окружении. Это место я нашел на Бали. Остров показал мне столько тропической природы и красоты. И это невероятно повлияло на меня. На острове я полностью осознал себя и стал тем, кем я являюсь сегодня».
Несмотря на всю красоту вокруг, Ярослава уже устала. Надо понимать, в любых музеях, а тем более в художественных, мы пропускаем через себя целые пласты истории картин и самих художников.
Так устала
И так устала.
А вокруг нас еще много красоты. Вот картины балийских церемоний.
И целый зал зал портретов и автопортретов создателя музея Сутеджи Нека.
Магическое ритуальное оружие — крис
И вот мы завершили прогулку по музею последним залом, который посвящен Крису, мистическому оружию Бали. В своем музее Сутеджа Нека собрал самую большую коллекцию крисов на острове.
Крис — это кинжал с характерной формой клинка в виде асимметричной пяты, которая расширяется к рукояти. Изначально крис был рожден на острове Ява, он назывался «ngeris», что обозначает «пронзать», но потом был распространен по Индонезии, и в частности, появился на острове Бали. И именно на Бали крис очень глубоко пронзил культуру и традиции острова. Каждая балийская церемония использует крис, как ритуальный артефакт. Крис используют в балийских церемониальных танцах, изображают на картинах, мастерят на деревянных и каменных работах. Крис является сакральным артефактом.
Вот что пишет о крисе Фред Б. Айсман (Fred B.Eiseman, Sekala & Niskala) «На традиционном Бали крис часто искусно украшался и покрывался драгоценными камнями, а потому был дорог. Крис был самым ценным достоянием человека — как с мирской, так и с духовной точек зрения. Он был сущностью его авторитета и власти. По мере того, как крис передавался из поколения в поколение, он копил силу и часто обретал собственную индивидуальность. Если панде (балийский кузнец) хочет изготовить могучий крис, то он должен следовать изощренным сериям ритуалов и запретов. Он может работать лишь по благоприятным дням. Он должен каждый день приносить жертвы крису. И он или другой священник должен по завершения работы оживить крис. С этого момент к крису относятся с огромным уважением».
На этом я заканчиваю свое повествование о музее Нека в Убуде. Маленькое резюме, кому будет интересно посетить данный музей?
- Кто хочет прикоснуться к балийской культуре, погрузившись в мир балийской живописи.
- Кто хочет больше понять и почувствовать остров Бали. Да, совет, читайте аннотации к картинам. Там можно найти интересные описания традиций и церемоний.
- Детям интересна живопись. С Ярославой мы почти с рождения ходим в художественные галереи, но именно сейчас ей стало наиболее любопытно, она внимательно рассматривает картины, рассказывает мне, что изобразил художник, и особенно радует меня своим чувствованием. Она чувствует и объясняет мне, какая картина какую энергию несет, где художник грустил, когда писал ее, а где он был умиротворен и радовался. Я очень хочу, чтобы дочка могла различать эти нюансы.
Как добраться до музея Нека:
- Часы работы музея: понедельник-суббота: 09:00 -17:00, воскресенье: 12:00 – 17:00, закрыт в дни праздников. (museumneka.com)
- Гугл- координаты музея: -8.508701, 115.267043.
- Адрес: Raya Campuhan. Kedewatan Village, Ubud
- Веб сайт: www.museumneka.com
До новых репортажей, друзья! Мы с Ярославой можем вам рассказать про остальные музеи Убуда: Арма, Пури Лукисан, Рудана, музей кукол и масок. Также мы сейчас активно посещаем балинйские танцы и готовы показать вам это волшебное искусство.
Шлем лучики! Авторы блога Жизнь с мечтой — Любимова Наталия и дочка Ярослава. Май 2016.
На любимом озере Тамблинган
14 Responses
Прекрасно оказаться снова в Музее Нека вместе в Вами мои Золотые! Помниться мне, как вместе с Ярославой рассмотривали её любимые и твои любимые картины Наташенька! Классно поиграли с Ярославой на волшебном инструменте во внутреннем сказочном дворике Музея Нека!БлагоДарю за статью и наслаждаюсь отзвуком Души моей поющей! Шлю Лучики и Люблю Вас!
Да, мама Марина, я помню, как мы прекрасно погуляли по Неке в прошлый твой приезд. В сл. раз пойдет в еще очень интересные местечки, которые открыли с Ярославой недавно 🙂
Огромное спасибо за такую удивительную экскурсию! Очень интересно погрузиться в творческую атмосферу музея! Все время думаю, какое же это счастье найти себя, свое дело в жизни, работать в свое удовольствие. Такие истории невероятно вдохновляют! Больше всего понравились работы Ари Смита, даже запах Бали чувствуется 🙂
Мы были в музеи Пури Лукисан и Антонио Бланко, вот сейчас и в Неке побывали, благодаря вам!
Оксана, привет! 🙂 Спасибо за отклик. Ох, да, Ари Смит это волшебное волшебство!
А вам понравился Пури Лукисан? Мне показалось, что там не так много ярких добрых работ, много черно-белых картин стиля кавасан, но это тоже история Бали, конечно.. Музей Бланко нашей маме нравится, а нам с Ярославой больше всего нравится садик при музее с птичками и храмик их местный :))
О, садик при музее Бланко-это восторг!
Пури Лукисан понравился очень, интересные работы, стиль, который раньше мы нигде не встречали, было крайне познавательно. Впечатлили старые картины, полотна, балийское искусство в период пока не приехали голландцы. Конечно, не хватало гида, который бы подробно рассказал о работах и художниках, но по буклету тоже интересно. Мы вообще во всех городах где бываем стараемся посещать художественные музеи 🙂
В Неку в следующий раз обязательно!
Да, художественные музеи могут очень раскрыть историю места, я тоже люблю их посещать. Но именно художественные музеи. О других у меня разное впечатление складывается.
Оксана, а вы когда в следующий раз на Бали собираетесь?
Во мне борятся 2 настроения 🙂 С одной стороны хочу скорей вернуться на Бали, а с другой- столько еще в мире интересного! Мы пока мало где были, Стасу хочется посмотреть Мексику, а я думаю про Вьетнам или Камбоджу. Просто Бали оставил такой неизгладимый след, я скучаю по острову как по близкому другу, прямо физически 🙂 А вы уже уговорили Сашу на поездку в Индию?
Ой, конечно, нужно открывать новое, если есть возможности и желание. Раз приходят мысли что-то увидеть и почувствовать новое, нужно к ним прислушаться.
А Бали…Бали…если он созвучен кому-то и любим, то к нему будет тянуть всегда. Но он же никуда не денется! Путешествуйте, накапливайте опыт и возвращайтесь к любимому острову 🙂
А ещё Ярослава всюду залезла и везде полежала ))))))))
ага)))) юный исследователь!
Молодцы!
:))
Интересно знакомиться с островом через искусство :))
Можно глубже узнать культуру. Спасибо вам за статью! Очень редко можно увидеть что-то о азиатских художниках, а оказывается такие славные картины у них! со своим видением мира :))
У них на картинах очень часто изображена открытая женская грудь. И не похоже, чтобы рисовали намеренно ню. Вроде бы как из жизни. У них действительно женщины не особенно заморачиваются на одежду?