Хотите узнать как на Бали:
Часто говорят, что на Бали на квадратную милю больше храмов, чем где-либо еще в мире, и это вполне может быть правдой. На острове построено сотни тысяч храмов, гораздо больше, чем двадцать тысяч, как пишут часто в путеводителях. Все жители Бали, независимо от касты или статуса, должны посещать деревенские храмы.
Балийские храмы могут быть совершенно разные: семейные, деревенские, королевские. Храмы рисовых полей, горные (pura bukit), пещерные (pura goa), водные (pura tirta), речные, морские (pura segara). Есть храмы, посвященные духам, которые защищают сельское хозяйство (pura subak), или храмы для рынков (pura melanting). Храмы, посвященные определенным богам или богиням, деревьям, скалам. И так далее, так далее.
Храм Улан Дану Бератан
Храм Тирта Эмпул и святые источники
В каждом из этих храмов будут проходить регулярно церемонии. Храм всегда имеет основное божество или направление, но также он может иметь святыню, чем-то связанную со своим непосредственным божеством. К примеру, основная богиня, которой поклоняются в рыночном храме — это Майя, которая также является богиней иллюзии. Но, также, в рыночном храме могут молиться и приносить подношения для богини Деви Шри, которая является богиней риса. Ведь рис продается на рынке, и для рынка тоже важно, чтобы в нем всегда в изобилии продавался рис. Так, богиня Деви Шри, будет получать подношения и в рисовом храме, и в рыночном храме. Произошло некое соединение богини риса и богини рынка. 🙂
Или храм Улан Дану Батур, здесь поклоняются сразу трем божествам, духу горы Батур, горы Агунг и водной богине Улан Дану.
Подготовка к праздничной церемонии в храме Улан Дану Батур.
Не только храмы могут быть святыми местами на острове Бали. Деревья могут быть святыми. Скалы тоже могут быть святыми. Пещеры. Горы. Места, где находятся святые объекты, тоже становятся святыми. На Бали огромное количество священных мест, и это очень радует, конечно. 🙂
«Пура» (Pura) означает храм. «Пура» — слово из санскрита, которое переводится, как «место, окруженное стенами». Так и есть, в храмах острова Бали нет крыш, только небо над головой, чтобы боги могли спуститься и посетить храм в любое время. Балийский храм состоит из стен, которые окружают три внутренних двора.
Все храмы обязательно находятся чуть на возвышенности, потому что это духовное пространство и ему необходимо быть выше, чем земля. К входу в храм идут ступеньки, которые приведут, в первую очередь, к традиционным балийским воротам «Чанди Бентар» — это две половинки ворот или «расколотые вороты», символизирующие двойственность сил в Мироздании. Храмовые ворота Чанди Бентар — символ равновесия в энергиях, чаша весов добра и зла, светлого и темного, положительного и отрицательного. Врата Чанди Бентар символизирует внешний вход в пространство. Есть и другие ворота Kori agung, они построены в виде вытянутого треугольника или горы, которая обрамляет двери, эти ворота находятся внутри храма и приглашают нас в его сакральную часть.
Ворота в храме Пасар Агунг
Ворота в верхнем храме Бесаких
Ворота kori agung, внутренние ворота, между Madya mandala и Utama mandala. Лестница в балийский храм — в центре для богов, по бокам для людей.
Лестницу охраняют змеи наги, а возле ворот часто стоят охранники — это статуи с мощными дубинками и устрашающими лицами, которые ясно указывают нам о том, что с плохими мыслями в храм не пустят.
Внутреннее содержание храма подразделяется на три секции, внешняя (для людей), средняя (диалог между человеком и божеством, подготовка) и внутренняя (самая святая, тут происходит разговор с богами).
Или:
- Nista mandala (jaba pisan)
- Madya mandala (jaba tengah)
- Utama mandala (jero)
Первая зона храма, которая называется jaba pisan, предназначена для людей, здесь люди здороваются с пространством храма, они также могут тут кушать, общаться, смотреть танцы, представления, слушать музыку, как показано на видео ниже.
Средняя часть храма, которая называется jaba tengah, является переходным пространством между пространством людей и божественным миром, здесь находятся павильоны для подготовки подношений, прежде чем они будут приняты в «святая святых».
Пока не началась церемония, люди могут смеяться, шутить, разговаривать на отвлеченные темы.
Некоторые приходят в храм с гитарой. Бали, Бали..
Святая святых зона, где происходит разговор с божественным или молитвы, называется jeroan, это пространство располагается чуть выше, чем остальные зоны, находится по направлению ближе к горам (kaja).
Изображения на стенах храма следуют тому же шаблону:
- В верхней части стен являются символами богов и верхнего мира.
- В центре сцены из человеческого мира.
- Внизу находятся изображения змей. Символ змеи показывает основу мира в балийской мифологии.
Сооружения на территории храмов Бали:
Барабан (Kulkul). Общественные храмы имеют полое бревно Kulkul, с молотком, который висит рядом с ним. Так издавна призывали жителей села на церемонии или предупреждали какие-то бедствия. К примеру, двойное звучание означало, что в селе у кого-то произошла кража. Kulkul находится в углу средней части храма, в специальном павильоне.
Пустой трон или сидение (Padmasana). Padmasana находится в общественных и семейных храмах. Буквально это означает «место для лотоса». Падмасана рассматривается, как трон верховного бога Ida Sang Hyang Widhi Wasa. В некоторых храмах padmasana используется, как трон Шивы и другим богам. Cчитается, что падмасану придумал яванский священник Nirartha или Pedanda Sakti Wawu Rauh, который прибыл на Бали в 15 веке и привел с собой индуизм. «Падма» переводится, как «лотос», который является символом чистоты в индуизме.
Павильоны для различных нужд Бале (bale). Bale pawedan — павильон для музыки и пения, Bale palegongan — место для танцевальных представлений, gedong penyimpenan — здесь хранятся реликвии храма, bale panggungan и bale pepelik — место для подношений, bale agung — место для встреч, bale piyasan — павильон для педанты, bale pawedan — здесь высокого уровня брахманы создают святую воду. И так далее, так далее, павильоны могут отвечать за разные функции.
Фаллос (Lingga). Лингам продолговатый и закругленный на вершине представляет собой фаллос Шивы. Лингамы могут находиться в храмах и священных местах.
Пагоды Меру (merus). Эти святыни являются символами мифической горы Меру в центре мироздания, которая является домом богов. Пагоды Меру также являются жилищами богов, которые они посещают во время храмовых церемоний. У балийских пагод меру всегда нечетное число ярусов, от 1-11.Чем выше Меру, тем выше статус, кому она посвящена: одиннадцать ярусов для Шивы, Брахмы или верховному бога на Бали — Sanghyang Widhi Wasa.
Ярусы башни Меру в семейных храмах могут указывать касту семьи. Шудры имеют 1-3 ярусов, аристократы 5-9 ярусов, брахманы и короли одиннадцать.
Kahyangan Tiga или три великих храма каждой деревни
Следующие три храма существует в каждом селе острова. Они называются Kahyangan Tiga или Три великих храма. Как говорят, их инициировал Empu Kuturan, легендарный яванский священник, ещё в 11-м веке:
1. Pura Puseh
Этот храм посвященный основателям села (предкам) и богу Вишну. Главный храм «Пура Пусе», который считается местом нахождения душ предков, в деревне располагается ближе всего в сторону гор (kaja).
2. Pura Desa
«Пура Бале Агунг», или «Пура Деса» является храмом повседневного поклонения богам, находится в самом центре деревни. Этот храм посвящен делам села. Храм посвященный богу Брахма.
3. Pura Dalem
«Пура Далем» посвящен душам умерших и главный здесь Шива. Пура Далем строится по направлению к морю (Kelod).
*есть ещё храмы под названием Pura mrajapati, они тоже отвечают за «мир ушедших», но тех, кого ещё не успели кремировать, такие храмы строят около кладбищ.
Юбилей храма — Odalan
Каждый храм имеет празднование годовщины, как правило, каждый балийский год, что составляет каждые 210 дней. Odalan очень важное события храма, оно проходит с музыкой и танцами. Юбилей храма может проходить в полнолуние (Purnama) или в дни новой луны (Tilem). Большинство юбилеев длится три дня.
Пура Батур украшен в честь своего юбилея
Sad Kahyangan Jagad – шестерка сакральных храмов Бали.
На острове Бали существуют шесть сакральных храмов, которые являются древними историческими памятниками. Они называются Sad-Kahyangan или шесть великих храмов. В соответствии с балийскими верованиями, эти храмы называют «шесть земных святилищ», они являются стержневыми точками острова и предназначены, как опора духовного баланса Бали. Считаются, что они защищают весь остров и балийцев в целом.
В разных источниках (районах) Бали имеются разные версии сакральной шестерки, иногда она растягивается до девятки, но есть и отдельное понятие девятки охранных храмов острова Бали, ориентированных по сторонам света, о них мы напишем чуть ниже. Мы долго проводили свое собственное исследование и выявили следующие храмы, входящие в великие шесть. К нам пришла информация, что все сакральные храмы находятся на возвышенностях, так было задумано заранее.
- Pura Besakih
- Pura Uluwatu
- Pura Luhur Lempuyang
- Pura Batukaru
- Pura Andakassa
- Pura Ulan Danu Batur
Мы заехали поглядеть храм Pura Andakassa, при входе в храм увидели надпись на табличке Sad Kahyangan.
Поговорили с местным брамином, и он рассказал нам, что данный храм входит в шестерку сакральных храмов Бали.
По разным версиям, в сакральную шестерку может входить и Pura Penataran Sasih, Pura Pusering Jagat, Pura Goa Lawah. Шестерке сакральных храмов мы посвятим отдельную статью.
Девятка охранных храмов Бали, защищающих остров от злых сил:
- Pura Besakih на горе Агунг (центр);
- Pura Goa Lawah (юго-восток);
- Pura Lempuyang Luhur на горе Лемпуянг (восток);
- Pura Luhur Batukaru около горы Батукару (запад);
- Pura Luhur Uluwatu на полуострове Букит (юго-запад);
- Pura Masceti близ Гианьяра (юг);
- Pura Pasar Agung на горе Агунг (северо-восток);
- Pura Ulun Danu Batur на кромке большой кальдеры (север);
- Pura Ulun Danu Bratan на озере Бератан (северо-запад).
Удивительно, но на острове ещё существует цепочка морских значимых храмов, которые расположены на побережье, образуя вокруг острова свой узор. По задумке создателей этих храмов, из каждого морского храма видно следующий. И весь Бали окружен такой вот защитной стеной, которая защищает духовность и праведность острова. Из известных храмов это Pura Sakenan, Pura Luhur Uluwatu, Pura Tanah Lot, Pura Rambut Siwi, Pura Pulaki и ещё несколько.
На сегодня у меня все, друзья. В следующий раз в храмовой теме я расскажу более подробно о шестерке сакральных храмов и святых людях. А также готова статья о балийских церемониях. До новых встреч 🙂
Читайте про храмы Бали в наших статьях:
- Пура Лемпуянг — удивительный храм среди облаков или «небесное головокружение»
- Tirta Empul — священный источник и древний храм на Бали
- Храм Танах Лот и его окрестности — визитная карточка Бали.
- Пляж с черным песком, океан и храм летучих мышей Goa Lawah.
- Сказочные рисовые поля Jаtiluvih и загадочный храм Пура Лухур Батукару
- Водные дворцы Бали — Уджунг и Тирта Ганга
- Храм Бесаких — матерь всех храмов на острове Бали. Святыня острова.
- Храм Улан Дану Батур (Pura Ulan Danu Batur). Мы попали на праздник!
- Гунунг Кави — древний индуистский пещерный храм на Бали
4 Responses
Очень красиво, надо будет собраться и съездить туда.
Однажды мне посчастливилось побывать в этом прекрасном уголке земного шара. И могу полностью подтвердить, что на Бали действительно очень много храмов — они повсюду. Даже складывалось впечатление, что их тут больше, нежели обычных домов. И удивительно то, что все они, без исключения, невероятно красивы и очаровательны. Но больше всего меня поразил королевский храм Таман Аюн (Taman Ayun Temple) — фантастическое творение архитектурное творение..
Нет, ну это совершенно другая планета… или… обратная сторона Земли… 🙂
Поехал бы я туристом на остров Бали, чтобы посмотреть на древние храмы — уникальные архитектурные творения, аналогов которых в мире не так много? Да, я бы съездил в Таиланд. Почему? А потому что это интересно, ведь мир не ограничивается одной Америкой, Канадой, Европой, Австралией, Японией. В мире есть еще и страны Старого Света — наследники древних цивилизаций: разве не интересно погрузиться в мир мистики? Есть также Африка, где есть множество загадочных пирамид и гробниц, как никогда, кровожадных фараонов. Путешествия — очень интересное времяпровождение. С одной стороны, путешественник получает удовольствие от познания древних народов, а с другой стороны — материально поддерживает экономику, например, о. Бали.