Sayan Kutuh, Villa Nyoman 80571 Ubud, Gianyar, Bali, Indonesia +6281558451279

Тибет сегодня. Почему Дарамсалу называют индийским Тибетом?

Оценить: Очень плохоПлохоТак себеХорошоЗамечательно
Загрузка...

Доброго времени суток, друзья! Удивительно, но факт, многие не знают того, что мы вам сейчас расскажем. Это мы поняли из писем наших  читателей, которые задавали нам такие вопросы, как «А почему резиденция Далай-Ламы в Индии?», «А почему cтолько тибетцев живут на севере Индии?». В виду всего этого и состоится наш сегодняшний разговор! Хочу сразу предупредить, он  будет немного грустный. Вообще, эта тема нелегкая и, очень много хотелось бы рассказать об этом, может быть мы напишем позже более подробную статью.

А пока, ответим, почему Дарамсалу называют «Индийским Тибетом», а Маклеод Ганж (район Дарамсалы) — индийской Лхасой.

Да, мы давно интересуемся историей Тибета. У тибетских лам настолько была глубокая осознанность по многим явлениям, что я, иногда, поражаюсь узнавая их мысли и их отношение к жизни. Говорят, что они в совершенстве владели телепатией, ясновидением, путешествиями на разные расстояния вне физического тела, были высококлассными лекарями. Подтвердить этого не могу, но все возможно.

В монастырях Тибета изучали метафизические и мистические науки. Ясновидение, яснознание, предсказание, астрология, акупунктура. Это все происходило до порабощения Тибета Китаем.

В 1950 г. коммунистический Китай оккупировал территорию Тибета, заявив всему миру, что Тибет является частью Китая. И уже более 60-ти лет Китай насаждает народу Тибета свои коммунистические идеалы, в которых религия и вера существовать не могут. За это время в Тибете уничтожено более 6000 монастырей и храмов, тысячи монахов были подвергнуты репрессиям, пыткам и жутким убийствам.

Часть монахов и лам бежали в высокогорные пещеры Тибета, куда нелегко пройти обычному человеку. Древние монастыри были полностью разрушены, а те, что уцелели, стали использоваться под склады, казармы и, даже, под общественные туалеты. Библиотеки знаний, духовные свитки были сожжены и уничтожены, лишь часть из них удалось спасти тибетцам, бежавшим от китайского гнета.

С того времени, китайское правительство жестоко навязывает свои законы обычному тибетскому народу, более семи миллионов китайцев добровольно-принудительно переехали жить в Тибет. Около полутора миллионов тибетцев со времени начала оккупации — пали жертвами насилия, тюремного заточения, пыток и самоубийств.

В 1959 г. Далай-Лама был вынужден был просить правительство Индии о предоставлении политического убежища, так как, в Лхасе оставаться было просто опасно, китайские войска подвезли к столице Тибета множество дальнобойных орудий, которые угрожали городу. Через два дня после того, как Далай Лама с некоторыми членами тибетского правительства бежал из Лхасы, его летнюю резиденцию Норбулинку китайские артиллеристы сравняли с землей.

И, хотя, Далай-Лама до последнего надеялся на мирный исход событий — китайцы в 1959 году начали применение силы против практически беззащитных тибетцев, несмотря на попытки их сопротивления, но что могут сделать старые ружья и ножи, против авиации и дальней артиллерии. Китайское правительство было готово на любые жертвы и не собирались сохранять жизнь ни Далай Ламе, ни любому, кто будет открыто выступать против коммунистической партии или проповедовать что-либо, что не одобрено ей.

В 1959 году Далай-Лама был вынужден покинуть Тибет, вместе с ним ушли около тысячи тибетцев (позже присоединились ещё десятки тысяч и присоединяются по сей день). Джавахарлал Неру — глава индийского правительства на тот момент —  разрешил жить тибетским беженцам в городке Мисоре, где они провели свой первый год в изгнании. Тибетцам было очень тяжело в жарком для них индийском климате, многие умерли. Тогда, Неру выделил им другую, более похожую на Тибет географическую зону — предгорье Гималаев. Так, на высоте 1700 м. над уровнем моря, в прохладной тиши Гималайский гор поселились тибетцы. Здесь, была построена резиденция для Далай-Ламы, построены тибетские школы и институты, тибетское правительство в изгнании.

Я прожил в Мисоре год, до той поры, пока индийское
правительство не предложило мне дом, который я
мог использовать столько, сколько необходимо, в месте,
именуемом Дхарамсала. Это на крайнем северо-западе
Индии, где я живу и сейчас.
(Далай-Лама 14 «Мой народ, моя страна»)

Дарамсала — индийская Лхаса. Официальное место жительство тибетских беженцев на севере Индии.

Мы так хотели доехать до Тибета, а он, оказывается, находится здесь, в Индии. Тут, дух Тибета никто не может подавить, он тут живет, растет и продолжает надеется на лучшее. Они хотят жить на своей земле, возродить свою культуру. Да, чудесно, что Индия помогла тибетцам и разрешает уже более полувека жить в Дарамсале, которую уже и называют не иначе, как «тибетская колония».

Тибетские бабушки из Дарамсалы

Да, теперь, здесь, и резиденция Далай-Ламы. Тысячи тибетских беженцев, которые бежали вслед за своим святейшеством. Здесь, растут уже новые молодые тибетцы под защитой своих предков. Здесь, стараются возродить, сохранить по частичкам, не дать погибнуть древней культуре Тибета. Но слезы наворачиваются на глаза, когда понимаешь, что этот народ не может вернуться на свою землю, что культура Тибета так варварски была разрушена, растоптаны все знания, сожжена мудрость.

Nechung монастырь в Дарамсале

«У подножия Гималаев душная липкая Индия падает замертво. На севере страны, в Дхарамсале, свежо, как у нас после дождя в июльский полдень. Здесь, в Дхарамсале, находится резиденция его святейшества далай-ламы XIV, с 1959 года живущего в изгнании. Сюда стремятся сотни тибетских монахов и тысячи тибетских беженцев. Для китайцев они сепаратисты, а Далай-лама, за благословением к которому они идут сотни километров по горным хребтам, — государственный преступник.

Их путь долог и страшен. Отправляясь в Дхарамсалу, они знают, что дойдут не все. Кто-то погибнет от пуль китайских пограничников. Кого-то обменяют на сигареты непальские погранцы, и китайцы бросят их в тюрьму. Кто-то умрет в дороге — тибетцы идут месяцами, в основном по ночам. Тайными тропами, по кромке гор, по пояс в снегу, с минимумом провианта.

Хуже всего приходится детям. Отправляя их в Индию, родители знают, что скорее всего больше никогда не увидят.

10-летняя Долма Церинг — сирота. Девочка родом из Лхасы, столицы Тибета. Родители умерли, когда она была совсем малышкой. Воспитанием ребенка занимались бабушка и дедушка. В детской деревне неподалеку от Дхарамсалы она живет уже три года.

— Помню темную ночь, бабушка плачет, дедушка плачет. Мы садимся на лошадей и едем в горы, — рассказывает Долма. — Холодно, очень холодно… Спим на земле днем, идем ночью. Дядя говорит, что так безопасней…

С бабушкой и дедушкой Долма скорее всего больше никогда не встретится. Она еще не понимает, что такое “никогда”, ведь они еще живы. Скорее всего живы. Потому что об их судьбе ничего не известно. Так же, как и о судьбе ее дяди и тети, которые привезли девочку в эту деревню. Может быть, они тоже живы, а может быть, их расстреляли при переходе через Гималаи, когда они возвращались назад.»

(выдержка из статьи «Дети лишенные ламы» Елизавета Маетная.)

Мы зашли в музей Тибета, который расположен около резиденции Далай ламы, тут, можно прочесть всю грустную историю этой страны, увидеть фотографии и видео. Что сотворили с этим народом, для чего так надругались над ним? Почему за столько лет ничего так и не изменилось, Далай-лама не может вернуться на свою землю, Лхаса застраивается новостройками, в монастыри, где убили и надругались над тысячами монахов — водят на экскурсии туристов за деньги, в тюрьмы так и сажают любого тибетца, за маленькую фотографию Далай Ламы, за любой атрибут независимости Тибета.

На видео показывают, как издеваются китайские солдаты над монахами, как бомбят древние монастыри. И все это происходит, хоть и в меньших объемах, но до сих пор. Забирают детей у тибетских родителей, воспитывают в китайских школах, чтобы ребенок с самого раннего возраста забыл — что он тибетец, не знал своей культуры.

Бабушка из Дарамсалы

Вот что пишет Далай-Лама в своей книге «Моя страна и мой народ»:

«Я не думаю, что многие захотят читать о крайних жестокостях, и я не хотел бы писать об этом, но ради справедливости по отношению к моему народу я должен суммировать те вещи, о которых было известно только частично. Десятки тысяч тибетцев были убиты и не только в военных действиях, но индивидуально и произвольно.Они были убиты без суда, по подозрению в противодействии коммунизму, или из-за требования денег, или просто из-за их положения, без всякой причины. Но в основном и прежде всего они убивались, поскольку не хотели отказаться от своей религии.Их не только расстреливали, но избивали до смерти, распинали, сжигали заживо, топили, заживо разрезали на куски, морили голодом, удушали, вешали, варили в кипятке, закапывали заживо, вырезали кишки и обезглавливали. Эти убийства производились публично.

Односельчан, друзей и соседей жертвы принуждали смотреть на это, и те, кто лично это видел, описали происходившее Комиссии. Мужчин и женщин медленно убивали, в то время как их собственные семьи должны были наблюдать за этим, а маленьких детей даже заставляли расстреливать.

Монахов убивали особыми способами. Китайцы заявили, что они ничего не производят и живут на народные деньги. Перед тем как пытать, их стремились всячески унизить, особенно старых и наиболее уважаемых. Они запрягали их в плуги, скакали на них как на лошадях, избивая кнутом, и использовали и другие способы, слишком жестокие, чтобы писать о них здесь. И в то время, когда их так медленно убивали, они дразнили их религией, предлагая совершить чудеса, чтобы спастиm себя от боли и смерти.

Помимо этих публичных убийств, большое число тибетцев было брошено в тюрьмы или схвачено и увезено в неизвестном направлении. Многие умерли от бесчеловечного обращения и тягот насильственного труда, многие в горе и отчаянии совершили самоубийство.В то время как мужчины вынуждены были уйти в горы к партизанам, женщин и детей, оставшихся в их деревнях, убивали пулеметным огнем. Многие сотни детей, от пятнадцатилетних и до грудных младенцев, забирались от родителей и их больше никогда не видели. Родителей же, которые протестовали, бросали в тюрьмы или расстреливали. Китайцы либо объявляли, что родителям лучше работать без детей, либо, что детей посылают в Китай, чтобы дать им подходящее образование.Помимо этих преступлений против людей, китайцы разрушили сотни наших монастырей, либо физически, либо убивая монахов и посылая их в трудовые лагеря, или заставляя их под страхом смерти нарушать обеты безбрачия. После этого опустевшие монастырские здания и храмы использовались как армейские казармы и конюшни.»

(Далай-Лама, книга «Моя страна и мой народ»)

А, здесь,  на севере Индии продолжает жить тибетский народ, можно сказать, на чужой земле, ведь разные религии, разная культура. Но, большая благодарность Индии и Д. Неру, что в свое время, выделили тибетцем место в своей стране, где официально разрешили жить. Так и живут теперь, тибетцы — осколки некогда мудрейшей силы нашей планеты, здесь, в Дарамсале, и пытаются возродить свой народ, свою культуру, традиции,  знания, свою мудрость.

Улочки Дарамсалы

И не оставляют надежды тибетцы — вернуться в Тибет на своих законных основаниях и воссоединиться с своими близкими, родными. Освободить из тюрем тысячи узников, которых заточили китайские власти только из-за того, что они тибетцы и чтут свою культуру и религию.

А в Тибете, по сей день, ведется политика крайнего подавления тибетского народа. Недавно, были волнения в уезде Диру, где жители деревень отказались поднимать красные китайские флаги над домами, а повесили свои тибетские, молитвенные флажки. Китайская армия была послана на подавление непотребного поведения тибетцев.  Около 50 тибетцев получили огнестрельные ранения, четверо убиты, несколько заключены в тюрьму.

«Тибетец по имени Даянг Dayang, возраст 68 лет, был осужден на два года и пять месяцев за то, что выкрикивал лозунги о возвращении Его Святейшества Далай-ламы и свободы для Тибета на культурном мероприятии в поселке Цачу 3 сентября 2013 года, во время представления, организованного китайскими властями в Цачу, где тибетцы должны были размахивать китайскими флагами и казаться счастливыми, Даянг стал выкрикивать лозунги против этого принудительного спектакля счастья местных тибетцев.»

«Ограничения носят особенно серьезный характер в селе Мова, которое находится под строгой изоляцией с 28 сентября 2013 года, когда местные тибетцы отказались вывесить китайские флаги на крышах своих домов. С 28 сентября в течение более 48 часов, около 30 000 жителей Мова оставались без доступа к пище и воде. (События в Тибете — http://vk.com/tibet_2012)

Несколько дней назад, в Дарамсале прошла панихида по погибшим в Диру. Тибетцы и все сочувствующие им — прошли по Маклеод Ганжу со свечами и пением до храма Цуглаханг.

Вчера (12.10.13), в Дхарамсале, вновь,  мы попали на панихиду по погибшим  в Диру. Тибетцы собрались около музея истории Тибета у резиденции Далай-Ламы, держа в руках свечи и фотографии погибших людей, читая буддийские молитвы.

Опять и вновь, тибетцы, живущие на индийской земле собирались и плакали по погибшим тибетцам в Тибете. Что ещё они могут сделать для тех своих соотечественников, кто остался в Тибете и вынужден скрывать свою культуру, прятать религию, скрывать любовь к своей стране. Как долго их дух будет гореть и не затухнет от безысходности?

Почти каждую неделю,  в Дарамсале проводятся панихиды по печальным событиям, что происходят в Тибете. И это, сейчас, в 2013 году, когда все вокруг говорят о мире и согласии… Тибетцев продолжают уничтожать.

Только за последние несколько лет произошло около  200 тибетских самосожжений. Таким образом, тибетцы, выражают свой протест против несправедливости и репрессий, таким образом,  они пытаются обратить внимание остального мира на бедственное положение своего народа. Тибетцы оставляют предсмертные записки «Его Святейшество Далай-лама должен вернуться на родину, в Тибет», «Пусть Тибет будет свободным»,  «Жители снежных гор, не забудьте про вашу верность Тибету».

 «Самопожертвование жизнью за Тибет» — плакат с улицы Дарамсалы.

Что толкает тибетцев на самосожжения?

 Далай-Лама о самосожжениях тибетцев:

«За Гималаями Тибет напоминает гигантский концлагерь. Единственное, что я могу сделать для тибетцев, — это позаботиться о том, чтобы о них не забыли. Тибет далеко, у других стран есть свои собственные страхи и беды. Мы хорошо понимаем, что может возникнуть тенденция дать событиям в Тибете кануть в Лету. Однако Тибет находится на этой же планете, тибетцы — люди, по-своему цивилизованные, и, конечно, они ощущают страдания, как и все другие.

Я бы сказал, что, вероятно, после второй мировой войны ни один народ не пострадал более. Но страдания Тибета не закончились, они продолжаются каждый день и будут продолжаться до тех пор, пока китайцы не оставят нашу страну или пока тибетцы не прекратят свое существование как раса или религиозное сообщество». (Далай-Лама)

Мы постарались кратко описать в своей статье, что же происходит с Тибетом сейчас. В двух словах трудно описать масштабную картину происходящего там. Для тех, кому интересно больше, есть много источников, где вы можете найти информацию:

  • Канал Tibet Archive — www.youtube.com/user/TibetArchive
  • Сохраним Тибет —  www.savetibet.ru
  • Телеканал, который мы смотрим в Дарамсале — www.tibetonline.tv
  • Правда о Тибете — tibettruth.com
  • Центральная тибетская администрация — tibet.net
  •  Новости из Тибета — www.phayul.com

Книгу Далай-Ламы «Моя страна и мой народ» можно скачать на русском языке с нашего сайта ->>> Далай-Лама XIV, Моя страна и мой народ

Мы находимся в Дарамсале  и хотим провести  акцию «Free Tibet». Мы пришлем почтовые открытки с изображением Далай-ламы, в течение текущей недели, всем нашим читателям,  которые тоже верят и хотят верить в то, что когда-то Далай Лама сможет вернуться в Тибет на своих законных правах, вернуться к своему народу, который все ещё ждет и верит в него.

Чтобы получить этот волшебный подарок из индийского Тибета  — напишите нам свое имя, адрес с индексом и кодовое слово «Free Tibet» по адресу   info@lifewithoutdrugs.org. И шлите лучики Тибету и тибетцам. Мысли людей творят чудеса.Конечно, все, что происходит в мире, для чего-то нужно и выполняет свою функцию, нет ничего статичного и неизменного. Но, так было бы чудесно, если бы Далай-лама смог вернуться к себе на родину, ведь он уже достаточно пожилой человек, а пока он жив — Тибет жив тоже. Есть пророчество, что Тибет возродится. Очень верим в это!

Ждем ваших писем, друзья 🙂  В следующий раз, мы вам расскажем, как ходили на уроки Далай-Ламы. С уважением, Саша, Наташа и Ярослава.

P.S. Рекомендуем к прочтению! В нашем словарике появилась очень интересная статья — Зачем ехать в Тибет? Путеводитель. 

Дарамсала, октябрь 2013

Наше путешествие в Индию 2013-2014

Начало нового путешествия в Индию, уже с Ярославой
Амритсар — обитель сикхов
Как нас встретила Дарамсала и как мы встретили Далай-Ламу
На уроке у Далай Ламы
Маклеод Ганж — маленькая Лхаса. Тут чудесно.
Прогулка по Гималаям. Путь в Триунд.
Ночевала тучка на груди утеса-великана или Как мы поселились среди облаков




Запись опубликована в рубрике Дарамсала, Индия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.



Автор статьи Наталия Любимова
Предпочитаю путешествия со смыслом, иду туда, куда зовет земля и моя душа. Исследую этот мир. Вспоминаю и открываю знания в себе.

55 комментариев: Тибет сегодня. Почему Дарамсалу называют индийским Тибетом?

  1. Анастасия:

    В голове не укладываются все эти ужасы. Вот так запросто происходит уничтожение и унижение народа. Желаем скорейшего возвращения в Тибет. (мысли как известно- материальны)

    • Александр Алексеенко:

      Да, мы тоже хотим мысленно поддержать народ Тибета, который уже 60 лет живет в концлагере, а китайское правительство всячески пытается скрыть правду, делая туристический бизнес в Тибете, причем в самом Тибете, туристам разрешают снимать фото и видео далеко не везде и не всегда.

  2. Мария Анашина:

    У каждого народа своя трагедия и свое видение истории.
    История взаимоотношений Тибета и Китая начинается намного раньше. До VII века тибетцы были грозным народом — племена цянов, как их тогда называли в Китае, часто совершали набеги на Поднебесную. Дуньхуан (пров. Ганьсу) постоянно переходил из рук в руки, столкновения на границе были постоянными.
    Буддизм в Тибете появился во многом благодаря Китаю — тибетский правитель Сронцзангампо (первая половина VII века), первый из тибетских «царей Дхармы» взял в жены двух принцесс — дочь царя Непала и Вэнь-чэн (дочь танского императора Тай-цзуна; лишь в случае крайней нужды китайские императоры отдавали своих дочерей замуж за «варваров», чтобы умиротворить их). Вэнь-чэн привезла в Тибет огромную статую Будды, которая и ныне считается одной из главных святынь Тибета и хранится в Лхасе.
    Дальше были века то потепления, то охлаждения отношений. Тибет и Китай связывали торговые пути. В XVII веке при императоре Цянь-луне Тибет признал протекторат Китая. Китай участвовал в процессе выбора Далай-лам. Тибетские товары шли в Китай, китайские — в Тибет. При этом Тибет, будучи частью Китая, вел и свою игру, оставаясь довольно автономным образованием. Лишь после синьхайской революции (1911-1912) Тибет провозгласил свою независимость, которую признали лишь США и Индия.
    Если почитать «По тропам Срединной Азии» Ю.Н.Рериха, который описывает экспедицию в Тибет в конце 20-х годов, то можно увидеть, насколько бедной была страна, каким жестоким было тогда управление тибетцев же.
    К тому же вмешались другие страны, Великобритания в первую очередь. «Кто владеет Тибетом — тот владеет всей Азией». И в 1950-х китайцы просто вернулись в Большую Азиатскую Игру. И вернули себе Тибет, восстановив государство в цинских (династия Цин: 1644-1911) границах.
    При этом, не стоит забывать, в Китае это были страшные годы — Большого скачка и Культурной революции. Погибло не менее 100 миллионов китайцев, были разрушены многие уникальные памятники архитектуры, уничтожены храмы, монастыри, закрыты высшие учебные заведения.
    Обрети Тибет независимость сейчас — там появятся базы НАТО. Ибо «тот, кто владеет Тибетом, владеет Азией». И это — главная трагедия Тибета и всего тибетского народа. Закон кармы неумолим и в отношении народов.

    • aloha-family:

      Мария, с одной стороны то что ты написала, конечно же, имеет место. Никто не отрицает. Но нельзя же вот так брать и на протяжении 60 лет истреблять мирных жителей, у которых даже оружия сроду не было… В общем, я хочу сказать, что былые распри не оправдание для политики Китая. И уже хотя бы за то, как поступали китайцы с тибетцами в последние 60 лет, тибетцы уже полностью искупили грехи своих предков, и пора бы уже начаться белой полосе для Тибета.
      Ну, это я так думаю — понятно, что моего мнения официальный Китай пока не спрашивал. Но всё это очень грустно и несправедливо, ведь страдают простые мирные жители, семьи разрушаются, люди живут в страхе, а их заставляют улыбаться и махать красными флажками. 🙁

      • Мария Анашина:

        В том-то и дело, что все не совсем так. Это как говорить, что Голодомор — это только геноцид украинского народа, забывая о голоде в Поволжье, на Дону, где погибло не меньше людей.

        Сейчас в Тибете строятся дороги, проводится электричество, связь. Строятся школы и больницы. Да, антикитайские волнения жестоко подавляются. Но это будет делать любое государство, когда есть сепаратизм.

        Уйдет Китай из Тибета — там начнется хаос. И туда полезут все, кому не лень — и боевики, и вояки.

        Не будем забывать еще об одном: в Цайдаме обнаружены очень богатые месторождения газа. Глядя на то, как развиваются события в Сирии, Ираке, Иране, я не думаю, что тибетцам позволят его разрабатывать. И, пожалуй, пусть лучше там будет Китай, а не хаос вкупе с Аль-Каидой.

        Я просто немного в теме, и знаю, как распределяются международные гранты и что такое геополитика. И сейчас будет делаться все, чтобы общественность думала, что бесчеловечные китайцы истребляют мирных тибетцев. Умалчивая то, что именно Китай поднимал Тибет, вкладывал немалые суммы в его развитие. Сейчас выгодно ослабить Китай. Любыми способами. Политика вообще грязное дело.

        PS. Кстати, в Синьцзяне (Синьзян-Уйгурский АР КНР) обнаружена нефть. И как-то одновременно с этим резко обострились межнациональные отношения, которые и так были непростыми.

        • aloha-family:

          Про Голодомор не хотелось бы писать, но я не могу промолчать… потому что это коснулось моей семьи, и кем бы я был, если бы ничего не ответил?
          На Поволжье было одно, в Украине и на Дону — другое. Сталину нужно было зачистить Украину, чтобы сделать сильнее империю, подавить сепаратизм (как он это видел). Плюс он планировал войну параллельно с Гитлером, просто Гитлер совершил первый удар — вот и вся история.
          На Поволжье был не урожай, а с Украины вывозили пшеницу паровозами на Европу в небывалых масштабах, а потом сёла окружали солдаты, и никто из голодного села не мог выйти живым. Помимо других источников, мне это всё рассказывала моя прабабушка, и поверьте, я ей больше верю, чем всем СМИ мира и особенно российской пропаганде, которая сейчас пытается перекрутить всё так, чтобы выставить империю в хорошем свете. Почему они это делают? Потому что они до сих пор считают, что независимая Украина — это временно. Поэтому они не готовы признать, что Голодомор — это именно геноцид украинского народа. Целенаправленный и беспощадный геноцид, задумка и реализация Сталина, портреты которого бабушки с пеленой на глазах до сих пор носят на 9 мая (их нельзя винить — их нужно пожалеть). Тем не менее, в злодеяниях режима Сталина совершенно неправильно упрекать современную Россию, однако я считаю Кремль должен признать этот геноцид рано или поздно. Надеюсь, так и будет. Время проходит, но со временем тайное становится явным.

          • Мария:

            Мои родственники из Ростова-на-Дону. И у них своя страшная правда. Это был геноцид ВСЕГО народа, а не какого-то отдельного. И вина на нем лежит конкретно на Сталине и его приспешниках.

          • aloha-family:

            Там было несколько причин, почему это делалось, но делалось это преднамеренно. Сталин не мог не знать. Конечно, шло не только целенаправленное уничтожение украинцев, как народа (хотя и это тоже, и именно этим термином называют понятием голодомор). Почему был голод в других частях СССР — кроме уничтожения украинцев, была еще одна цель — целенаправленное уничтожение «кулаков», относительно богатых крестьян, которые своим горбом заработали себе на лошадь, корову и прочее хозяйство. В один прекрасный день у них всё отобрали, с непокорными расправились, и родным даже на посевные не оставили ни зерна. Люди были обречены на погибель. По разным оценкам 6-8 миллионов человек, из них 3 миллиона в Украине. И как тут мог Сталин быть не при чём? Украина, Северный Кавказ и Нижняя Волга имели большое количество с-х земель, там жило больше всего работящих «кулаков», соответственно по ним по всем был удар. Просто для Украины еще была политическая составляющая. В 30-ые годы достаточно большой процент населения Украины всё ещё относился к советской власти довольно скептически (как минимум), в т.ч. из-за политики русификации Украины, из-за ссылок интеллигенции, запрета вполне себе безобидных стихотворений на украинском языке… Ясное дело, что Сталину нужно было скрепить страну накануне войны, которую он уже тогда планировал. Вот так и сошлись тучи над Украиной.

        • Александр Алексеенко:

          Мария, а ты сама была в том же Синзяне, видела как там военные строят уйгуров. В Тибете мы не были, но по рассказам тибетцев, которым удалось бежать в Дарамсалу и по реальным новостям, китайцы творят ужасные вещи — убивать людей за то, что они не признают их красный флаг, это вообще нормально?

          • Мария Анашина:

            Думаю, я просто напишу пост о Тибетской проблеме. Повторяю, она слишком сложная. И обвинять китайцев во всех смертных грехах — это очень неправильно. Хороши все — и те, и другие. Но, повторяю, с наскока в этой проблеме не разобраться, тем более, не узнав аргументы китайской стороны.

          • Александр Алексеенко:

            Какими бы не были аргументы китайской стороны, но держать тибетский народ в концлагере с пытками, убийствами, нарушениями прав человека, уничтожая их как нацию — это бесчеловечно!
            Я еще раз повторюсь, видели Синьзянь и как китайские военные притесняют совсем мирных уйгуров, по рассказам тибетцев, в самом Тибете в разы хуже.

          • Мария Анашина:

            А ты знаешь, как уйгуры колотят китайцев? Поджоги?

            Через концлагеря прошли и китайцы. И через «перевоспитание», через тюрьмы. Я знаю многих китайцев, кто бежал из страны в годы Культурной революции — китайскую интеллигенцию, соль нации. Я много говорила и с ними о тибетской проблеме. Поверь, со стороны, тем более, не будучи специалистом в этом вопросе, ты мало что увидишь. Проехать по стране, даже какое-то время пожить в ней — это еще не значит стать специалистом по ней. Нужны годы, десятилетия, чтобы погрузиться в среду, освоить язык, прочитать массу литературы, в том числе источников как с той, так и с другой стороны.
            Ты ведь сам написал в комментарии, что не доверяешь отчетам путешественником, считая их субъективными. Люди в Тибете провели 2-3 года. Но, положа руку на сердце, так ли объективен ты?

          • Luci Bulatova:

            Мария, простите, вклиниваюсь в дискуссию с опозданием. Но, пожалуйста, добавьте в Ваш будущий пост экспансию Китая с целью захвата территорий в Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, и обязательно на ДВ России — остров Даманский в 1969г., сейчас они усиленно засыпают протоку Казакевичево, чтобы точка впадения Уссури в Амур была посередине Хабаровска, а еще лучше выше самого Хабаровска. Их пропаганда (компартии КНР) старательно перевирает историю, так, как нужно самой КНР, карты географические давно выкрашены в «китайский» цвет вплоть до Урала. КНР нужны территории России любым путем, даже те, которые им НИКОГДА не принадлежали, но пропаганда и переписывание истории внушает рядовым китайцам, что Россия — узурпатор, что территория ДВ и всей Сибири (до Северного полюса в высоту) принадлежала именно им — китайцам, хотя на самом деле обращаясь к той династии XVII в. никаких китайцев в Сибири и на территориях Хабаровского и Приморского краев не было, а были нанайцы, эвенки и др.- малочисленные народности маньчжурской ветви, но НЕ являющиеся китайцами. И, не дай Бог, если русичей, украинцев (их 70% в Хабаровском крае только) и др. славян в Сибири и на ДВ постигнет участь Тибетцев. Китайцы очень наглые, хитрые и жестокие, и оправдывание их действий против весьма сомнительного сепаратизма я не комментирую.

    • Александр Алексеенко:

      Маша, но такую «культурную революцию не принял бы ни один народ». Как пишет Далай Лама, что Тибет, приобретя в 1912 году независимость, конечно совершил большую ошибку, что не послал своих послов в разные страны мира для признания Тибета как суверенного государства.
      А то, что видели иностранцы… это в любые века в Тибете, это очень субъективная оценка, их мало когда по-настоящему пускали в Тибет.
      Далай Лама в своей книге «Моя страна, Мой народ» описывает жизнь обычных тибетцев, в том числе и своей семьи. Ведь он родился в простой крестьянской семье. И по его описанию — семья его не была богатой, но жили все очень хорошо. Например, его отец позволял себе содержать лошадей, потому что, очень любил ими заниматься.

      • Мария Анашина:

        Саш, ты же понимаешь, что одна семья — не показатель. То, что моя прабабушка была дворянкой, вовсе не означает, что все остальные из моих родственников и все остальные жители России тоже были дворянами.
        Просто в свое время пришлось очень много читать по данному вопросу, разбираться в теме. И я знаю аргументы и тибетцев, и китайцев, и также тех, кто очень хотел бы прибрать этот кусок земли к своим рукам.
        В Центральной Азии действительно очень непростая ситуация. Там переплелись экономические, политические интересы многих стран. Ситуация постоянно меняется в связи с усилением одних игроков и ослаблением других. На данном этапе немаловажную роль играют углеводороды, транзитные пути, военная обстановка.
        Я подумаю, как лучше написать пост — эта проблема тянет на тома исследований.

        • Александр Алексеенко:

          Маша, читать конечно можно, но общаться в живую, которые рассказывают об ужасах творящихся в Тибете…
          Мы в этой статье в частности, не хотели обсуждать гео-политическую тему Китай — Тибет.

          Мы поднимаем вопрос гораздо более простой, но очень непонятный — почему более 60-ти лет происходит геноцид тибетского народа китайцами? Не буду заново перечислять все ужасы, которые происходят до сих пор. И после этого говорить о спасении Тибета китайцами…. Я бы не стал.

          • Мария Анашина:

            Я ведь тоже не с потолка говорю. Я общалась и с китайцами, которые были в Тибете. В частности, с теми, кого государство насильно переселило в высокогорья, которые страдали от гипоксии, потому что были рождены на равнине, чьи жены так и не родили детей — потому что многие женщины на такой высоте не могут выносить детей.
            Ведь китайцы строили там дороги, больницы, школы — а тибетцы разрушали. Ведь это тоже было. Что должен чувствовать китайский учитель, чью школу разрушили бандиты-националисты?
            У моего папы аспирант — из Урумчи. Китаец. Я тоже его знаю, с ним общалась. Он многое рассказал и про уйгуров, и про китайцев, и про тибетцев.
            Кстати, в Восточном Китае, где я была неоднократно, я видела очень много тибетцев. У тибетцев очень большие свободы, им разрешено то, что запрещено китайцам. Это ведь тоже нет.
            Ну нет геноцида народа на протяжении 60-ти лет, нет его. Тем более, в последние головы. А вот националисты, бандиты, подстрекатели (причем с обеих сторон) — есть.
            Ты находишься сейчас в весьма специфическом месте, там, куда стекаются те, кто по тем или иным причинам уехал с Родины. Поверь, они еще и не такое расскажут. Но надо смотреть реально.
            А реальность такова, что Тибет — действительно очень закрытый район. Кроме того, это территория, которая не может сама себя обеспечить за счет очень тяжелых природных условий, Китай постоянно вкладывает туда деньги. Далеко не все китайцы готовы ехать в Тибет по причинам, описанным выше — им в высокогорьях плохо, они не приспособлены к жизни там.
            Плюс постоянные волнения, которые часто подстрекаются извне.
            Ведь это тоже есть…
            И надо смотреть, прежде всего на то, что Тибет — это неотъемлемая территория Китая. И что сепаратисты будут рассказывать всем такие сказки, что уши будут вянуть.
            Ты ведь знаешь, на что способны националисты в России — и русские, и чеченцы, и кто угодно.

          • Мария Анашина:

            Сорри за опечатки — комп переправил.

          • Александр Алексеенко:

            События недельной давности в уезде Дриру (кит.: Biru), округ Нагчу, когда китайские военные открыли огонь по толпе собравшихся жителей, требующих освобождения своего односельчанина. В результате обстрела 4 человека погибли и более 50-ти получили ранения различной степени тяжести. Это по-твоему информация сепаратистов направленная против коммунистического Китая? А здесь в Дарамсале дважды сотни людей собирались, чтобы почтить минутой молчания людей погибших в мирное время в славном китайском Тибете.

  3. aloha-family:

    Читал про Тибет довольно много год или два года назад… конечно, от этих историй слёзы наворачиваются.( И действительно многие даже не слышали ничего про Тибет и ситуацию в этой стране.
    Но вот что удивляет, что никому в мире, кроме обычных людей, нет дела до того, что происходит на протяжении стольких лет. Где сверхдержавы? Где мировая общественность? Где влиятельные люди? Меценаты? И т.д… Какие-то были санкции к Китаю? Не, не слышал…
    Понятно, что, никто не хочет ссориться с Китаем, да и нефти нет в Тибете, но это же что получается — такие вот страны Китай может захватывать пачками и творить там что заблагорассудится, и никому дела не будет на всей Земле? Просто ни в какие ворота…

    • Александр Алексеенко:

      Лёша, полностью с тобой согласен, когда я совсем недавно, будучи уже здесь в Дарамсале, пообщался с простыми тибетцами, сходил в местный музей истории Тибета, тоже в голове возник один вопрос — где все эти громкие и важные страны и политики, которые так любят сделать фото на память с Далай Ламой. Почему, до сих пор никто не вступился, хотя бы послав международных наблюдателей в Тибет, чтобы там не убивали людей из-за тупых коммунистических идеалов, которые сами китайцы, кажется даже не осознают. Когда мы были месяц в Китае, мне показалось, многие из них как роботы, что скажет партия, то они и будут делать. Это вообще ужасно… плодить такие большие нации роботоподобных людет, но Китай явно лидирует в этой области.

      • aloha-family:

        Китайцы даже не в Китае выделяются из толпы. Коммунистическая закалка видна издалека. 🙂

  4. Рома:

    Все смешалось в доме Облонских…
    Мне в Катманду один знакомый тибетец как-то подарил красивую «сепаратистскую» футболку, с тибетским флагом, снежными львами и надписью Free Tibet. Я дома примерял — оказалась мала. Тогда я заглянул внутрь, что-бы посмотреть размер на этике. Среди других надписей обнаружил и такую — Made in China.

    • Александр Алексеенко:

      Не удивительно, цеха по пошиву одежды в самом Китае, коих наверно сотни тысяч, вряд ли кто проверяет на полит-пригодность продукции. =)

  5. Мария Анашина:

    И еще хотела бы добавить к вопросу о Тибете. Сорри, что так много, если хотите, потом удалите. Просто к сведению. Сейчас специально переговорила на эту тему со своим отцом — он работает в Китае уже 7 лет, объездил всю страну. Был и на Западе страны. К тому же у него несколько китайских аспирантов, один из которых из Урумчи. Думаю, его словам можно доверять.
    Так вот. Для тибетцев (как и других национальных меньшинств) в КНР предусмотрены специальные кредиты под очень низкие проценты (а иногда и беспроцентные) и на длительный срок (30-40 лет). Создан максимальный режим благоприятствования. Ханьцы такие кредиты получить не могут, только нацменьшинства.
    В отличие от ханьцев, на тибетцев (и другие нацменьшинства) не распространяется политика ограничения рождаемости — они могут иметь столько детей, сколько захотят.
    Китай сейчас вкладывает в Тибет огромные суммы, проведены железные дороги, автодороги. По железным дорогам курсируют специальные поезда с воздухом, есть и аналогичные отели — сделано все, чтобы в Тибет люди ехали. Почти в каждом селе открыты школы и больницы. В школах обучение на тибетском языке, хотя, конечно, изучается и китайский.
    Никаких размахиваний красными флажками нет и в помине. Как и концлагерей. Хотя, конечно, к сепаратистам может быть применена высшая мера наказания (как и во многих других странах — государственные преступления караются жестко).
    Несколько лет назад действительно был процесс над работниками сети тибетских ресторанов. Дело в том, что в них произошли массовые отравления посетителей. В аналогичных случаях закон един для всех: единовременно начинается проверка всей сети ресторанов, руководителя могут расстрелять. Это относится не только к тибетцам, но и ко всем другим, в т.ч. и ханьцам.
    В Пекине полно тибетских магазинов. Цены в них выше, чем в аналогичных китайских. Торгуют традиционными тибетскими предметами. Никаких ограничений нет.

    • Олег:

      Мария давай посмотрим по другому. Я приду к тебе домой, и останусь жить, потом скажу что это изначально было мое место жительства. И ты будешь жить так как я тебе скажу. а не будешь меня слушать я тебя буду бить, твоего мужа и детей , если они у тебя есть. И это будет у вас хорошей жизнью. Я так полагаю. Я куплю вам новые шторы, сделаю ремонт какой захочу. Потом позову соседей , своих друзей, кого угодно , чтоб показать какой ремонт я сделал. А вы все вместе будете улыбаться, и строить счастливые лица.

  6. Мария Анашина:

    Сейчас перечитываю «Историю Тибета» (К.И.Кычанов, Б.Н.Мельниченко), а также отчеты русских путешественников (в конце XIX- начале ХХ века Россия имела свои интересы в этом регионе). Так вот, повторяю. Это запутанный клубок, сотканный из противоречий, собственных интересов как светских, так и духовных правителей Тибета, противостояния далай-лам и панчен-лам, колониальной политики западных держав, прежде всего, Великобритании, отчасти России, Германии, США. Отношения между Тибетом и Китаем начиная с монгольской династии Юань складывались по принципу «духовный учитель — защитник». На картах цинского Китая Тибет — часть китайской империи, в Лхасе существовал институт амбаней — китайских наместников. После синьхайской революции 1911-1912 года Китай по-прежнему считал Тибет автономией в составе Китая. В самом Тибете было две линии: Далай-лама XIII, затем реагент при малолетнем Далай-ламе XIV поддерживали независимость Тибета, а Панчен-лама IX, наоборот, был вынужден искать поддержки китайского правительства. Ни одна из стран не признала независимость Тибета. Более того, между гоминьдановским правительством и правительством Тибета постоянно велись переговоры. После победы КПК в 1949 году Тибет по-прежнему рассматривался как автономия в составе КНР. В 1951 году было подписано соглашение «о мероприятиях по мирному освобождению Тибета». Причем Панчен-лама Х (второе лицо после Далай-ламы в школе гелуг-па, но выше по воплощению — он воплощение Ади-Будды Амитабхи, в то время как Далай-лама — воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары) поддержал коммунистическое правительство.
    Репрессии, причем действительно жестокие, начались после антикитайского выступления в Тибете в 1959 году. Но, повторяю, на тот момент Тибет и Китаем, и мировым сообществом рассматривался как автономный район в составе КНР. И поэтому любой сепаратизм карался по всей строгости. Я не оправдываю Китай. Но я за то, чтобы учитывались все исторические факторы, социальные, экономические и политические предпосылки.
    Поэтому и говорю — здесь целый клубок проблем, разобраться с которым нельзя с наскока. Я уже 20 лет занимаюсь азиатским регионом и понимаю, что здесь все слишком сложно, чтобы просто говорить об оккупации Тибета.

    • Александр Алексеенко:

      Мария, мы, тоже, изучаем тибетский вопрос, читая книги, общаясь с людьми которые живут в Китае, в том числе в Уйгурии и Тибете.

      В Восточном Китае, общаясь с простыми китайцами мы убедились, что люди не в курсе проблем в Тибете и Уйгурии, потому что, им всем рассказывают точку зрения китайского правительства, которую ты и описываешь в своих комментариях.

      Людям, к сожалению, не доносят настоящее положение дел. Большинство понятия не имеют о убийствах, изнасилованиях и прочих преступлениях, произведенных против народа Тибета.

      Изучая разные источники по тибетскому вопросу, мы знаем и стандартное представление фактов о тибетской проблеме со стороны китайского правительства — это те факты, о которых пишешь ты.

      Говорить, о строительстве китайских школ, больниц, дорог, о раздаче добрых кредитов, которые дают благо для тибетцев, забыв о том, что за 60 лет в МИРНОЕ ВРЕМЯ более 1,5 миллиона тибетцев лишились жизни — это как минимум не гуманно.

      Далее, я хочу привести текст резолюций Генеральной ассамблеи ООН по Тибетскому вопросу, которые принимались в разные годы начиная с 1959:

      Генеральная Ассамблея ООН
      Резолюция 1353 (XIV)
      21 октября 1959 года

      Генеральная Ассамблея,

      Памятуя о принципах в отношении основных прав и свобод человека, зафиксированных в Хартии ООН и Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей 10 декабря 1948 года;

      Считая, что основные права и свободы, которыми должны пользоваться тибетцы, равно как и все прочие народы, включают в себя право на гражданскую и религиозную свободу всех граждан без исключения;

      Учитывая также уникальность культурного и религиозного наследия народа Тибета и автономный статус, который традиционно имело это государство;

      Проявляя глубокую озабоченность по поводу поступающих сообщений, включая официальные заявления Его Святейшества Далай-ламы, о том, что тибетский народ насильственно лишен основных прав и свобод;

      Выражая опасение по поводу влияния, которое эти события могут оказать на рост международной напряженности, осложнение отношений между людьми в то время, как рядом ответственных международных лидеров были предприняты искренние и положительные усилия с целью снижения напряженности и установления международных контактов:

      1) Подтверждает свою уверенность в том, что уважение к принципам, изложенным в Хартии ООН и Всеобщей декларации прав человека является основой для установления мира, основанного на законности;
      2) Призывает уважать основные права тибетского народа, а также его культуру и религию.

      Генеральная Ассамблея ООН
      Резолюция 1723 (XVI)
      20 декабря 1961 года

      Генеральная Ассамблея,

      На основании своей резолюции 1353 (XIV) от 21 октября 1959 года по проблеме Тибета;

      Проявляя глубокую озабоченность по поводу непрекращающихся нарушений основных прав человека в отношении тибетского народа, а также подавления уникальных проявлений его культурной и религиозной жизни;

      С глубокой тревогой отмечая те тяжкие страдания, которые причиняются этим тибетскому народу, свидетельством чего является массовое бегство тибетцев в сопредельные страны;

      Считая, что все вышеперечисленные факты являют собой нарушение основных прав человека, зафиксированных в Хартии ООН и Всеобщей декларации прав человека, включая право наций на самоопределение, и приводят к росту международной напряженности:

      1) Подтверждает свое мнение о том, что уважение к принципам, изложенным в Хартии ООН и Всеобщей декларации прав человека необходимо для установления во всем мире порядка, основанного на торжестве права и законности;
      2) Вновь призывает к прекращению нарушения основных прав и свобод тибетского народа, включая право на самоопределение;
      3) Выражает надежду на то, что государства-члены ООН приложат все необходимые усилия к тому, чтобы цели, изложенные в настоящей резолюции, были достигнуты.

      Генеральная Ассамблея ООН
      Резолюция 2079 (XX)
      18 декабря 1965 года

      Генеральная Ассамблея,

      Памятуя о принципах в отношении основных прав и свобод человека, изложенных в Хартии ООН и провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека;

      Вновь подтверждая свою резолюцию 1353 (XIV) от 21 октября 1959 года и 1723 (XVI) от 20 декабря 1961 года по вопросу Тибета;

      Выражая тревогу и озабоченность по поводу непрекращающегося нарушения основных прав и свобод тибетского народа и подавления проявлений его культурной и религиозной жизни, свидетельством чему является массовое бегство тибетцев в сопредельные государства:

      1) Осуждает продолжающееся нарушение основных прав и свобод тибетского народа;
      2) Вновь подтверждает свое мнение о том, что уважение к принципам, изложенным в Хартии ООН и Всеобщей декларации прав человека необходимо для установления во всем мире порядка, основанного на торжестве права и законности;
      3) Заявляет о своей уверенности в том, что нарушение основных прав и свобод человека в Тибете, а также подавление уникальных культурных и религиозных проявлений тибетского народа ведет к росту международной напряженности и осложнению отношений между народами во всем мире;
      4) Вновь призывает к прекращению нарушения основных прав и свобод тибетского народа;
      5) Обращается к государствам-членам ООН с призывом приложить все необходимые усилия к тому, чтобы цели, изложенные в настоящей резолюции, были достигнуты.

      ПОДКОМИССИЯ ООН ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ДИСКРИМИНАЦИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ МАЛЫХ НАРОДОВ
      Резолюция 1991/10
      Женева
      23 августа 1991 года

      1) На своей 43-й сессии Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите прав малых народов приняла 23 августа 1991 года резолюцию 1991/10, озаглавленную «Ситуация в Тибете» в следующем виде: Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите прав малых народов,

      Руководствуясь принципами Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека и другими международными документами, касающимися прав человека,

      Испытывая серьезную обеспокоенность по поводу непрекращающихся нарушений фундаментальных прав и свобод, создающих угрозу уничтожения уникальной культуры, религии и национальной самоидентичности тибетского народа,

      1) Призывает правительство Китайской Народной Республики проявить полное уважение по отношению к фундаментальным правам и свободам тибетского народа;
      2) Просит генерального секретаря передать в Комиссию по правам человека информацию о ситуации в Тибете, предоставленную правительством Китая и другими заслуживающими доверия источниками».

      • Мария:

        Саш, обрати внимание на даты этих документов. Это годы Большого скачка и Культурной революции, когда нарушались права и свободы не только тибетцев, но и всех китайцев. Последний документ, который ты приводишь, датируется 1992 годом, когда и в самом Китае с правами человека было весьма напряженно.
        Понимаешь, ты рассматриваешь ситуацию в Тибете отдельно от ситуации в Китае. Тогда действительно получается, что был геноцид тибетцев. Но если посмотреть на то, что было в целом по стране, то картина меняется. Монастыри и храмы закрывали по всей стране, монахов сажали в тюрьмы и отправляли на перевоспитание по всей стране.
        Мы все- таки исходим из того, что Тибет — это автономия в составе Китая. Я уже выше писала, повторяться не буду, что последние семь веков ситуация такова: отношения по принципу «духовный наставник — защитник». Тибет признавал сюзеренитет Китая. При этом всегда в Тибете были две партии: за отделение от Китая и за сближение с ним.
        Никто не спорит, то, что произошло в 50-80 годах в Тибете — это ужасно. Я как раз была в Китае в момент последнего тибетского восстания в 2008 году. В Тибете было напряженно, район закрыли для иностранцев. В остальном Китае было полно тибетцев, которые довольно равнодушно взирали на эти события.
        Как мне это видится. Далай-лама — духовный лидер Тибета. И Далай-лама XIII, и нынешний Далай-лама выступают за независимость Тибета. Для верующих их слова — истина. Но для людей, далеких от религии (а среди тибетцев таких немало, которые довольно формально относятся к религии), все не так однозначно.
        Кстати, ты владеешь китайским? Как ты общался с китайцами, уйгурами?

        • Александр Алексеенко:

          Маша, а причем здесь остальной Китай и его проблемы? Мы в этой статье говорим о народе Тибета! Которых по сей день продолжают убивать и сажать в тюрьмы за то, что они хотят сохранить свои культурные ценности.
          А тех тибетцев которые, как ты говоришь далеки от религии, уже перевоспитала китайская коммунистическая машина. И это тоже ужасно для народа Тибета!

          • Мария:

            Саш, ты не слышишь меня 🙁 Ты никуда не денешься от 7-вековой совместной истории. Это два близкородственных народа (сино-тибетская языковая семья), которые долгое время жили бок о бок и взаимодействовали друг с другом.
            Саш, я годы потратила на изучение буддизма и буддийской культуры. Во все времена были люди истинно верующие и те, кто рассматривал буддизм не более чем совокупность обрядов. И последних было большинство. И им, в принципе, все равно, во что верить.
            Культуру нельзя законсервировать, нельзя страну или регион превратить в заповедник. Да, мы сейчас видим как трансформируется буддизм, отмирают какие-то одни формы, на смену приходит новое понимание. Не Далай-лама ли говорил о том, что этика не связана с религией? Это абсолютно новый взгляд.
            Самое худшее, что сейчас можно сделать — это подогревать сепаратизм в Тибете. Тогда, действительно, мы станем свидетелями уничтожения Тибета. Лучше, если все будет идти мирным путем. Китай стремительно меняется. Сейчас в Китае достаточно большие религиозные свободы. И если в Тибете религия не будет связана с идеей независимого Тибета, то и там все нормализуется.
            Беда в том, что это регион имеет важное геополитическое значение. И значит, будут всегда силы, заинтересованные в его дестабилизации. Более того, усиливается соперничество между КНР и США. Конечно же будет разыгрываться тибетская карта.
            Поэтому самое лучшее в данной ситуации — не лезть в эту проблему. Поверь, здесь, помимо всего прочего мы имеем дело с геополитикой и интересами очень многих держав. И это очень грязная и очень страшная игра. Достаточно посмотреть на то, что произошло в Ливии, Тунисе, Сирии, Египте и т.д.

        • Александр Алексеенко:

          Про язык, у нас очень много уйгурских друзей в Казахстане, которые часто бывают в Синьзяне. А китайцы с которыми я общался владели английским языком.

          • Мария Анашина:

            Я говорю-по китайски.

          • Александр Алексеенко:

            Если соберемся в Китай, надо будет тебя позвать за компанию! )))

          • Мария Анашина:

            Я весной планирую быть в Пекине.

    • Анна:

      Спасибо, Мария. Ваше мнение, охлаждающее страсти по Тибету, очень интересно. Тем более, что вы похоже действительно много об этом знаете.
      Я тоже прихожу к мнению, что там все далеко не просто.
      Больше всего расстраивает не оккупация, а именно борьба с культурным наследием. И она очевидна, ведь китайское правительство для начала устроило смуту в среде высших духовных наставников Тибета, а потом начало вмешиваться во внутренние дела. В Китае же законодательно запрещено перерождение. Панчен-ламу держали в тюрьме. Он сотрудничал с китайцами, потому что думал, что так будет лучше его народу. Но ошибся. Его держали в тюрьме. Когда он умер, нового Панчен-ламу китайцы выкрали, он считается пропавшим без вести, вместо него китайский ставленник. После смерти Кармапы появилось двое Кармап — тибетский и китайский.
      Читала об этом книгу «Жулики в рясах». Саша, если вы не читали,могу вам выслать. Интересно, о страстях, кипящих среди мудрейших))
      Самое страшное начнется, когда умрет Далай Лама. Китайцы смогут назначить своего, но тибетцы с этим вряд ли согласятся.
      Горько это все. Еще горче, чем от беспардонного поведения РПЦ в нашей родине. А что делать не понятно. Как вы говорите, неправильно подогревать сепаратизм. Остается только молиться за то, чтобы пророчество о возрождении Тибета свершилось и наступил мир во всем мире.
      Ом мани пеме хум.

  7. Дмитрий:

    Слушайте, а почему вас заинтересовал именно Тибет? Ежедневно в мире происходит масса несправедливых событий, в том числе перечисленных Марией. И я согласен с Марией в том, что проблему нужно рассматривать с разных сторон. В конце концов, если тибетскому народу так нужна независимость, пусть добиваются ее. Политика- действительно очень грязная штука и замешана на крови…

    • Наталия Любимова:

      Дима, потому что нам небезразличен именно Тибет! А добиваются независимости они уже 60 лет и ничего не получается, так как Тибет маленькая, крошечная страна, а Китай большой и достаточно агрессивно настроен..

  8. Елизавета Макарова:

    Ребята, я имела честь посетить Тибет не один раз . И понимаю каждое слово, что вы пишите. Это действительно трагедия целого народа. То, что произошло с Тибетом — больно и грустно, но самое тяжкое то, что мы ничем им не можем помочь! Я была в Тибет в разные годы и вижу, как поменялось все там. Тибетцы давно перестали быть — Тибетцами. Они начинают забывать свою культуру, свои ценности. Все, что им навязывает Китай на протяжение десятков лет — начинает работать. Молодые тибетцы потеряли свои корни, живут навязанными Китаем материальными ценностями, забывают, а некоторые просто с самого рождения — не знают свою культуру! Произошел геноцид Тибетского народа и ничего нельзя изменить.

    Тибетцы вымирают, они никто в своей стране. А вынуждены быть марионетками в руках сильнейших. Те, кто не подчиняется — умирает, пропадает в неизвестном направление, заключается в тюрьму. Тибетцам приходится подчиняться чужим правилам, если они хотят жить. Они должны, обязаны заключать браки с китайцами. Они не могут устроиться на работу, не зная китайский язык. Они не могут проповедовать буддизм.

    Это очень грустная история. Да, тибетские беженцы разбросаны сейчас по Индии и Непалу, они стараются сохранить свою культуру, воссоздать свою самобытность. Да, им помогают другие страны. Но они живут не в своей стране, они реабилитируют свою культуру, но очень малый шанс того, что они смогут вернуться на свою землю (мы все надеемся на это, да)
    Но в Тибете тибетцев полностью подавляют — не все могут бежать из страны, им приходится подчиняться. Им там — реально ТРУДНО!
    Получается два лагеря — внутри страны, где им трудно, они живут в страхе и участвуют в спектакле, где вынуждены якобы жить счастливой жизнью. Второй лагерь — тибетские беженцы и Далай-лама, которые за пределами Тибета пытаются что-то делать, но это все происходит за пределами их собственной земли. О том, что они хоть что-то делают, те, кто внутри страны практически не знают, им преподносят совсем другой материал. Они живут в информационной изоляции. И преподносят, что беженцы там за пределами Тибета — шикуют, Далай-лама о них забыл и прочее-прочее. Хорошо, если они находят верную информацию и им хватает моральных сил противостоять информационным потокам. В Тибете все находится за «железным занавесом», вам покажут только нарисованную красивую картинку, где все выглядят счастливыми, вот только со слезами на глазах….

    • Наталия Любимова:

      Елизавета, доброго времени суток. Благодарим, за такой подробный комментарий. Общаясь с тибетцами — за пределами Тибета, мы тоже слышали их мнение, что они, как беженцы, достаточно устроены, живут рядом с Далай-ламой, что для них важно, их поддерживают другие страны. Но мысль о том, что там внутри Тибета все иначе — их очень сильно угнетает.
      Елизавета, скажите, каким образом вы посещали Тибет — с туром или самостоятельно? Знаю, что самостоятельно добираются до Тибета только отважные автостопщики. Возможно, в следующем году, мы хотим посетить Тибет. Думаем, долететь до Ченду и там купить пермит. Как вы думаете, есть ли смысл в такой поездке (получается с пермитом и туром)?

  9. Тим:

    Мария, большое спасибо, что не прошли мимо и пытаетесь привнести разум в рассмотрение вопроса.

    Да, эмоции захлёстывают когда узнаёшь о страданиях людей. Очень больно видеть, что такое творится на нашей планете :-(. К сожалению политики, не только не сглаживают, а зачастую даже специально создают и усугубляют такие ситуации и пользуются ими в своих интересах. Политика и геополитика — очень грязное и запутанное дело. И нет одной полностью правой и светлой стороны, а другой полностью неправой и тёмной.

    Вопрос свободы Тибета действительно очень сложный и многогранный. Не стоит думать, что у него есть простое и прямолинейное решение. Наталья, Александр. Услышьте, пожалуйста, что говорит Мария и хорошо подумайте сами, прежде чем предпринимать действия и агитацию. Ведь ответственность за действия лежит на вас и хорошо бы, чтобы вы были осведомлены, что именно вы делаете и «на чью мельницу льёте воду», пусть даже из самых благих побуждений.

    «Свободный Тибет» — не возможен сейчас.
    Возможен, грубо говоря, «Свободный Тибет с американскими военными базами и американскими фирмами разрабатывающими его недра.». ( Всё это, конечно, под флагами ООН и во имя освобождения тибетцев от гнёта и геноцида… ). Вот такая формулировка получается по-факту.

    • Александр Алексеенко:

      Хорошо, что в комментариях к нашей статье присутствует мнение китайской стороны, которая продиктована их внутренней политикой. Но реальность убийства тибетцев в мирное время без видимых причин этим не изменить.

    • Наталия Любимова:

      Здравствуйте, Тим. Спасибо за ваш комментарий, который прочитала, честно сказать, с неким удивлением. Тим, мы же с вами не на коммунистическом собрании, ваши призывы «думайте, на чью мельницу вы льете воду», «подумайте, прежде чем предпринимать действия и агитацию» — мягко говоря — не очень корректны. Советские времена остались в прошлом, и каждый может выражать свои мысли и свое мнение открыто. Это всего лишь наш взгляд на проблему, а поддерживать легенду, что в Тибете все в порядке, все улыбаются и счастливы не имеет смысла.

      • Тим:

        Спасибо за коструктивный тон. Правда, я тоже немного удивлён ассоциациями с коммунистическим собранием ( посещать не доводилось 🙂 ).

        Перечитал свой комментарий. Да, похоже, резковато звучат призывы «подумать» :-(. Простите, если это показалось не корректным и грубым. Готов извиниться или как-то переформулировать. Просто хотел обратить внимание, на то, что сопереживать и сочувствовать страдающему народу, конкретным людям — это одно, а влазить в политику и проводить агитацию и акции ( та же отсылка открыток — не большая, но таки акция ) — это уже совсем-совсем другое. Это уже не просто выражение своего мнения. И тут хорошо бы не рубить с плеча на эмоциях, а осознавать, что к чему и к чему может привести. Согласны? Если вы понимаете и действительно осознанно всё делаете, то хорошо, но у меня сложилось впечатление, что вы были под воздействием места и одностороннего, заранее подготовленного потока информации.

        Ещё раз спасибо и вам обоим и Марии за освещение вопроса. Очень хочется верить, что тибетцы всё-таки преодолеют все испытания и сохранят свою самобытную культуру, не смотря на трудности и действительно тяжёлую ситуацию.

        • Наталия Любимова:

          Тим, добрый вечер! Конечно, конструктивный тон и «золотая середина», на мой взгляд, самый лучший способ к нахождению общего языка с каждым человеком. Ведь, действительно, каждый имеет право на свою собственную точку зрения, которая приходит к нему из его собственных ощущений, знаний и опыта.

          Сами учимся уважать — Любое Знание!

          Мы, ни в коем случае, не писали статью под воздействием эмоций, это наша давно уже состоявшаяся точка зрения на данный вопрос, которая сложилась ни в один момент, а являлась следствием наших собственных исследований, знаний, причин и опытом, некоторые из которых даже не объяснишь. Но мы уважаем совершенно разные мнения, потому что, с помощью них складывается более целостная картина любой ситуации! 🙂

          По поводу агитации, да, посылка почтовых карточек — это может казаться и агитацией, а для нас это просто мирный жест поддержки и солидарности! 🙂

  10. Алла:

    Вот уж спасибо вам всем огромное за дискуссию. Благодаря ей столько нового узнала !!!
    Теперь советую своим знакомым почитать все ваши комменты — называю это «История Тибета и Великого Китая».
    Как хочется в Тибет, узнать, почувствовать, прочувствовать. Но похоже сейчас лучше и правильнее хотеть в «индийский Тибет».

    • Александр Алексеенко:

      Алла, мы тоже раньше так хотели попасть в Тибет, а теперь уже понимаем, что обладая знаниями как оно там в Тибете, Нам может быть очень грустно глядеть на тибетский народ, живущий под бдительным руководством китайских товарищей.

  11. Мария:

    Дискуссия действительно отличная вышла.
    Наглядная аналогия между нынешними отношениями США-Украина-Россия. Когда государство посередине и его народ становится разменной монетой между двумя сверхдержавами :((
    Мне очень жаль, что такое происходит, что из-за непомерных запросов одного гиганта страдают мирные люди по всему свету. Мы все просто пешки…

    • Александр Алексеенко:

      Мария, мы не пешки, если в этом не принимаем участие. Лучше быть подальше от таких «шахматных» досок. Там, даже «игроки» часто, слабо представляют, что творят. А что уж говорить про «фигуры»…

  12. Viacheslav:

    Раз Индия помогла в беде беженцам из Тибета, то индийцы в разы добрее китайцев. Печально быть человеком, который оправдывает насилие над тибетцами, вспоминая якобы их прошлые грехи, при этом предпочитая не говорить о грехах китайцев, которые они вытворяют здесь и сейчас. Историю можно переписать, но факт остается фактом — зачем унижать безоружный народ? Согласен с комментаторами, незачем участвовать в политических спорах, когда есть дела поважнее, ведь некоторым людям за пропаганду определенной политической позиции платят деньги, то есть они продали свою совесть. У меня с друзьями был конфликт на тему Крыма, в общем, теперь мы не общаемся. Для себя я сделал вывод: политические события сортируют общество на людей и биомассы, которые воспроизводят то, что говорят им по телевизору, мыслить они неспособны, мышление у них фрагментированное. Это очень страшно.

  13. Издалека:

    Интересная дискуссия
    Т: — в Тибете здесь и сейчас преследуют и убивают за убеждения
    К: — но зато у них кредиты дешевые
    Т: — разрушаются храмы, культурное наследие тибетцев
    К: — эта территория была исконно китайской, они всегда считали ее своей,
    К тому-же если Китай уйдет, о ужас! Придет НАТО! они выкачают всю нефть (которой нет по факту)
    Не всем понятно, что разговор о свободе, это не про кредиты, дороги и еду…
    Отсюда возмущение: » их кормят, дороги строят, кредиты дают, что им еще надо? В остальном Китае еще хуже!»

  14. Клара:

    Здравствуйте! Недавно открыла этот чудесный сайт и хочу поблагодарить его создателей, много интересного нашла для себя. По поводу Тибетского вопроса — а как же закон кармы, его ведь никто не отменял? Не бывает убийств и страданий «просто так», ведь наши души сами выбирают свои уроки в этом мире. С другой стороны, если монахи были максимально осознанными, владели мистическими и эзотерическими знаниями — как так получилось, что они не уберегли себя от случившегося? Ведь они были не просто «биомассой»…значит, обычные люди со своими блоками? Тогда они не могут пока учить других…да, вопрос сложный..

    • Наталия Любимова:

      Клара добрый день. Да, с момента написания статьи пришло много новых знаний и осознаний :)) и действительно, духовный мир Тибета знал о том, что будет происходить, и мало того, это был такой необычный, но гармоничный и важный план, который был задумал и реализован этими душами. Все, на самом деле, произошло так, как должно было произойти и никаких ошибок и страданий не было.. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *