Зачем ехать в Тибет? Путеводитель.

«Cловарь путешественников от А до Я»


С тех пор, как в 16 веке первые иностранцы проникли в Тибет, эта страна неизменно влечет к себе путешественников. Уже сама ее отрезанность от остального мира притягивала как магнит бесстрашных первооткрывателей, стремившихся оставить свой след на одной из последних территорий, еще не отмеченных на карте мира. Похожие чувства движут современными туристами, для которых путешествие на «крышу мира» становится своеобразным физическим и эмоциональным испытанием на прочность. Увидеть захватывающие дух панорамы, глубоко пропитанные богатой буддийской культурой – это ли не достойная награда путешественнику за испытание?

Тибет расположен на обширном и малонаселенном плато площадью чуть меньше Западной Европы. Со всех сторон его окружают величественные горы, среди которых самые высокие и прекрасные вершины мира. Само плато представляет собой широкие долины, усыпанные озерами и изрезанные реками. Столица Тибета Лхаса расположена на высоте 3600 метров над уровнем моря, что выше, чем гора Маунт-Худ в США (3429 метров) и примерно на одном уровне с Тоди, самой высокой горой в Гларусских Альпах в Швейцарии (3614 метров).

Мифы, фольклор и художественная литература создали таинственный образ Тибета, привлекающий туристов со всего мира. «Шангри-ла» — в 1930-е годы это название ввел в обращение английский писатель Джеймс Хилтон для описания таинственной горной страны, которой управляют мудрые ламы, открывшие секрет вечной молодости. Шангри-ла и по сей день ассоциируется с Тибетом. Китайцы даже переименовали в Шангри-ла район в провинции Юньнань, чтобы привлечь туда как можно больше туристов.

Однако многие путешественники, в особенности те, кто едет в Лхасу на поезде, смогут сами убедиться, что это представление с налетом романтизма не отражает, да и никогда полностью не отражало реальности, хотя сама по себе ценность и глубина тибетской культуры не подлежат сомнению.

В Лхасе, вдали от новых современных районов, похожих на любой другой город Китая, туристу есть, на что посмотреть. Дворец Потала, пожалуй, самое узнаваемое здание в Тибете, бывшая резиденция Далай-ламы; Норбулинка, летняя резиденция Далай-ламы; монастыри Ганден, Сера и Дрепунг – три самых важных монастыря школы Гелугпа тибетского буддизма, известной как школа «желтых шапок», к которой принадлежит и Далай-лама.

По данным официальной китайской статистики, в 2006 году Тибет посетили 2,5 миллиона туристов, в основном китайцев, что на 40% больше, чем в предыдущий год. По официальным подсчетам, в 2007 году Тибет посетят 4 миллиона туристов, что, по мнению тибетского туристического бюро, близко к критической нагрузке на туристическую инфраструктуру – гостиницы, рестораны и транспорт.

Только в дни майских праздников 2007 году (1-7 мая) Тибет посетили 340 тысяч туристов, что составляет рост на 32% по сравнению с официальными статистическими данными за аналогичный период прошлого года. Такое увеличение потока туристов стало возможным из-за открытия новой железнодорожной ветки.

Официальные источники сообщают, что около 93% туристов – китайцы, из оставшихся 7% примерно 10 тысяч человек (по данным на 2006) составляют так называемые «соотечественники» из Гонконга, Макао и Тайваня, а остальные – иностранцы. Наплыв туристов в Лхасу столь велик, что на посещение двух самых важных религиозных объектов в Тибете, дворца Потала и храма Джокханг, существуют дневные квоты, ограничивающие ежедневное количество туристов. В марте 2007 года официальные источники сообщили, что для того, чтобы удовлетворить туристический спрос, в Лхасе планируется построить уменьшенную копию Поталы.

Туризм действительно становится основной отраслью тибетской экономики, как и предполагали китайские власти. В 2006 году доходы от туризма составили 9.5% от ВВП ТАР. Это важный независимый источник финансирования для региона, на 90% дотируемого из бюджета центрального правительства.

Все туристы примерно представляют себе, какие достопримечательности им следует посетить в Лхасе. Но люди редко задумываются над тем, чего они не увидят в Тибете – и речь здесь идет не только о разрушенных монастырях, храмах и традиционном обществе, которое их поддерживало. Ощутимо отсутствие Далай-ламы. Посещая такие места, как Потала, Джокханг, другие монастыри и храмы в Лхасе и за ее пределами, вы не можете не почувствовать, что тот, ради кого все это было построено – Далай-лама – ушел из Тибета. Глава тибетского буддизма, которому посвящаются все эти дворцы, монастыри и храмы, живет в изгнании. Поклоняться ему, значит поставить себя вне закона.

В отсутствие Далай-ламы традиционная тибетская культура, которую будут рекламировать вам, иностранцу, может и несет в себе определенную загадку и привлекательность. Но это не более чем красивая открытка.

Вы должны быть готовы к тому, что любые проявления тибетского буддизма, с которыми вы столкнетесь, контролируются до такой степени, что их значение становится все меньше и меньше для тех, для кого они, казалось бы, должны представлять наибольшую ценность – для тибетского народа. Вы являетесь свидетелем стремительного упадка одной из величайших религий мира, а с ней и всей тибетской культуры.

Ехать ли вам в Тибет?

«Я думаю, вам стоит самому поехать в Тибет и побывать не только в городах, но и в сельской местности. Езжайте в деревню и возьмите с собой переводчика. Лучше такого, который говорит по-тибетски, или, в крайнем случае, по-китайски. Поезжайте и посмотрите на все собственными глазами. Тогда, я думаю, вы получите ответ на свои вопросы.

Я получаю время от времени информацию из Тибета от тибетцев самого разного положения – среди них есть и чиновники, и члены коммунистической партии. За последние двадцать лет я встречался с тысячами тибетцев, и все они опечалены, испытывают беспокойство и возмущение. Среди китайцев, которым известно про Тибет, также немало людей, недовольных политикой собственного правительства.

Но самое лучшее, что вы можете сделать, чтобы получить ответ на свой вопрос, это поехать туда и внимательно смотреть по сторонам».

Ответ Далай-ламы на вопрос мэра Ванкувера Сэма Салливана.
Vancuver Sun, пятница, 8 сентября 2006 г.

Многие годы туристы задают «Международной кампании в поддержку Тибета» этот вопрос. Их беспокоит, что тратя свои деньги в Тибете, они поддерживают режим, который практически уничтожил тибетскую культуру.

Далай-лама и тибетское правительство в изгнании, находящееся в Дхарамсале в Индии, в принципе не возражают против туризма в Тибет, считая, что это «дает возможность иностранцам своими глазами увидеть условия жизни в Тибете». В отношении Тибета никогда не существовало организованного туристического бойкота, как в отношении Бирмы или ЮАР времен апартеида. Мы в «Международной кампании в поддержку Тибета» считаем, что решение о том ехать, или не ехать в Тибет, туристы должны принимать самостоятельно. Этот путеводитель призван облегчить им принятие решения.

Покупайте у тибетцев

Чтобы поддержать тибетцев, тибетскую культуру и экономику, постарайтесь, насколько это возможно, совершать покупки в магазинах и на лотках, принадлежащих тибетцам. Вы сами убедитесь, что покупать только у тибетцев, к сожалению, практически невозможно. В Лхасе становится все больше продавцов не тибетцев, торгующих товарами в тибетском стиле, которые на самом деле были произведены в Китае. Большинство таких магазинов и лавочек расположено на Баркхоре в центре Лхасы.

Избегайте покупать антиквариат

Большинство сокровищ тибетского искусства были разрушены или украдены, и разграбление художественного наследия Тибета продолжается. Пожалуйста, оставьте предметы старины и антиквариата в Тибете. Поскольку определить подлинность антиквариата на месте очень сложно, воспользуйтесь простым правилом – если кто-то пытается продать вам что-то из-под полы, не покупайте. Совершайте покупки только в магазинах.

Помогите сохранить дикую природу Тибета

Не покупайте товары животного происхождения, особенно, если речь идет об исчезающих видах. Если вы увидите в продаже шкуры леопарда или тигра, рога антилопы, пожалуйста, сфотографируйте и пришлите фотографию в «Международную кампанию в поддержку Тибета» (наши координаты можно найти в конце путеводителя). Торговля редкими шкурами запрещена китайскими и международными законами, однако официальный Пекин в лучшем случае смотрит на нарушения сквозь пальцы. Тибетцы традиционно украшали свои костюмы шкурами животных. Но в 2006 году во время ежегодных религиозных учений в Индии Далай-лама особо подчеркнул важность защиты дикой природы и сострадательного отношения к животным. Он назвал «постыдной» тибетскую традицию носить меха, которая нанесла серьезный ущерб не только дикой природе в самом Тибете, но и поставила под угрозу популяцию тигров в Индии. Практически на следующий день после выступления Далай-ламы люди в Тибете отказались от мехов и провели церемонии сжигания шкур, которые прошли мирно и без политических заявлений. Такое решение тибетского народа вызвало горячее одобрение и поддержку со стороны защитников дикой природы во все мире.

Старайтесь не подвергать тибетцев риску

Юлу Дава Церинг

Юлу Дава Церинг (1930-2002) — перевоплощенный лама из Лхасы, который вплоть до оккупации Тибета Китаем в 1951 году посвящал всю свою жизнь изучению буддизма. За участие в восстании в 1959 году был приговорен к тюремному заключению и 20 лет провел в тюрьме Драпчи в Лхасе. Вышел на свободу в 1979-м и до 1982-го преподавал буддийскую философию в Тибетском университете, а также участвовал в работе политического консультационного органа при китайском правительстве.

В 1987 году, отвечая на вопрос итальянского туриста, Юлу Дава Церинг рассказал на камеру о ситуации с правами человека в Тибете и о проблеме бедности. Позже Юлу Даву Церинга и другого монаха, который тоже попал на видеозапись, обвинили в том, что они «гнусно оклеветали политику Коммунистической партии Китая и народного правительства», а также «занимались контрреволюционной пропагандой». Юлу Дава Церинг был приговорен к 10 годам заключения в Драпчи.

Его освободили в 1994-м. Но до самой смерти в 2002 году он находился под постоянным наблюдением. В последние годы жизни его физическое и умственное здоровье сильно пошатнулись вследствие долгих лет, проведенных в тюрьме, и перенесенных тяжких испытаний.

Иногда случается так, что из-за неправильного поведения иностранцев тибетцы подвергаются задержанию и даже аресту. Помните, вы едете в полицейское государство с напряженным политическим климатом. Официальные гиды прошли специальную подготовку и умеют быстро урегулировать любые вопросы политического характера. Вам же придется полагаться на свой здравый смысл и в разговоре с простыми тибетцами не затрагивать потенциально опасных тем, особенно, если вас может услышать кто-то еще.

Если же тибетец сам хочет поговорить с вами о политической ситуации в Тибете, или сообщить вам информацию политического характера, чтобы вы рассказали о ней за пределами Тибета, сделайте все возможное, чтобы этот разговор прошел в обстановке строжайшей секретности. Жизненно важно, чтобы вы сохранили в секрете личность вашего собеседника. Если вам нужно записать то, что вам сообщили, старайтесь зашифровать информацию так, что прочесть ее сможете только вы. Никогда не записывайте имя своего собеседника. Если вам нужно передать эту информацию по возвращении домой, пожалуйста, обращайтесь напрямую в «Международную кампанию в поддержку Тибета» по адресу, указанному в конце путеводителя.

Перемещения иностранцев в Тибете контролируются не только через систему разрешений и гостиничной регистрации, но также переодетыми сотрудниками полиции, среди которых есть китайцы и тибетцы. В интересах безопасности тибетцев, с которыми вы общаетесь, вам лучше не интересоваться открыто статусом Далай-ламы в Тибете, или статусом Тибета в составе Китайской народной республики.

Старайтесь не подвергать себя риску

Для вас, как для иностранца, путешествующего по Тибету, политический риск невелик. Китай заботится о своей международной репутации, кроме того туризм является ведущей отраслью тибетской экономики. Но это только до тех пор, пока вы «играете по правилам». Если вы, иностранец, попытаетесь выразить политический протест в какой бы то ни было форме против власти Китая в Тибете, вы рискуете испытать на себе всю тяжесть китайского закона.

Само собой гораздо большему риску подвергаются тибетцы, которых вы нанимали в качестве водителя, проводника, или просто кто-то, с кем вы разговорились в кафе. Если иностранцу в худшем случае грозит задержание и депортация, то люди, подозреваемые в контактах с иностранцами, нарушившими китайский закон о политических протестах, будут подвергнуты серьезным преследованиям. Если китайская служба безопасности сочтет, что тибетец утаил от вас информацию, которая могла бы удержать вас от выражения протеста, тогда этот тибетец повинен в серьезном преступлении против китайского закона.

Если на человека падает малейшее подозрение – например, вы попросили кого-то сфотографировать вас на фоне дворца Потала за несколько дней до того, как вы совершили акцию протеста – то его имя заносят в специальное досье, которое полиция заводит на каждого жителя КНР. И в случае, если этот человек совершит что-нибудь противозаконное, ему припомнят и встречу с вами.

КНР имеет множество военных баз по всему Тибету. С введением в эксплуатацию новой железной дороги развертывание военных подразделений вдоль границы становится еще проще. Туристы часто могут видеть огромные военные конвои, иногда до 100-200 машин, включая и танки, выдающие военное присутствие Китая на оккупированной территории. Фотографирование военных конвоев может рассматриваться как нарушение секретности и может привести к временному задержанию, допросу или в лучшем случае к конфискации фотоаппарата. Иногда у туристов в Тибете возникали проблемы, когда они фотографировали здания или территории, не зная, что они являются секретными объектами. Так, один иностранные турист был задержан службой безопасности, когда он фотографировал железнодорожный вокзал в Лхасе вскоре после завершения строительства, но еще до официального открытия железной дороги.

Система безопасности незримо охватывает все уровни жизни. Так, вы можете быть уверены, что все, что вы посылаете по электронной почте или говорите по телефону, тщательно отслеживается.

Что можно подарить тибетцам

Тибетцы обычно подают милостыню нищим, паломникам, или делают подношения в храмах. Следовать этому обычаю или нет, остается на ваше усмотрение. Вы можете также сделать пожертвование в благотворительную организацию, на нужды школы или монастыря, возможно, вы предпочтете сделать подарок для детей через их родителей. Мы можем посоветовать, какие подарки будут наиболее полезными и ценными.

Для взрослых:

Витамины.
Для больниц – лекарства, отпускаемые без рецепта (аспирин или антацидные средства, например).
Средства первой помощи (лейкопластырь, бинты, антисептические средства).
Солнцезащитные очки.
Ботинки, сапоги и другая одежда, которую вы купили для поездки в Тибет и, возможно, больше не будете использовать.

Для детей (обязательно отдавайте только через родителей):

Детские мультивитамины.
Зубные щетки.
Ручки, карандаши, бумага.
Учебники тибетского языка начальной ступени (в Европе и США их можно купить в специализированных издательствах, например Snow Lion, можно также обратиться за информацией в библиотеку Latse Library в Нью-Йорке).
Учебники английского языка начальной ступени.
Игры и игрушки.
Обувь, шапки, перчатки, теплая одежда.

Почему китайское правительство хочет, чтобы вы поехали в Тибет?

Китайские власти пытаются максимально использовать экономический потенциал туризма в Тибете, одновременно сохраняя полный контроль над тем, что туристы видят, и как они понимают то, что им позволили или посоветовали посмотреть.

С растущим количеством туристов из внутренних районов Китая, эта цель довольно легко достижима. Китайские туристы, приезжающие в Тибет, изучали в школе историю по официально утвержденным учебникам, которые если и упоминают о Тибете, то лишь вскользь. Средний китайский турист может ничего не знать о сопротивлении тибетцев китайской политике в Тибете, однако, он, скорее всего, слышал о Далай-ламе, которого официальная пропаганда называет «раскольником» и пособником «иностранных антикитайских сил».

У иностранных туристов, приезжающих в Тибет, как привило больше денег, чему у китайцев, и они играют большую роль в развитии туристической индустрии в Тибете. Специально для богатых иностранцев в Лхасе в 2008 году откроют пятизвездочный отель «Сэйнт Реджис», в котором цены на номера будут начинаться от 400 долларов за ночь. В далеком прошлом остались времена, когда единственными иностранными туристами в Тибете были «дикари» с рюкзаком за спиной, для которых преодоление сложностей было неотъемлемой частью программы и даже делом чести. Сегодня для удовлетворения запросов требовательных туристов, путешествующих по железной дороге из Шанхая, планируется пустить специальные вагоны повышенной комфортности.

Однако при том, что у иностранных туристов в целом больше денег, а у китайских властей есть масса товаров и услуг, которые можно за эти деньги купить, они обладают одним недостатком – большинство иностранцев, хотя и не все, знакомы с тибетской версией национальной истории, которую китайские власти заклеймили бы как «реакционную», и сочувствуют тибетцам.

Для того чтобы вы, иностранный турист в Тибете, наверняка усвоили официальную версию событий, китайские власти тщательно отбирают тех, кто может, а кто не может быть вашим гидом.

«Пламенно любить туристическую индустрию Тибета» — политизация туризма и отбор гидов

Для многих тибетцев работа гидом для иностранных туристов была когда-то хорошим источником дохода. Иностранные и китайские туристы в целом предпочитают иметь гидом тибетца, поскольку их рассказ звучит более достоверно, чем рассказ китайского гида. Однако, начиная с 2002 года, у представителей власти стали расти подозрения, что тибетские гиды, работающие с иностранцами, позволяют себе отклоняться от официальной версии истории Тибета, особенно те, кто побывал в Дхарамсале в Индии, где живет Далай-лама, и расположено тибетское правительство в изгнании.

Есть сведения о том, что председатель Китая Ху Цзиньтао, в прошлом сам секретарь компартии ТАР, выпустил «распоряжения по формированию контингента туристических работников в Тибете», в результате чего в начале 2003 года увольнению подверглись 160 гидов, не сумевших предоставить подтверждение от местных властей о том, что они никогда не бывали в Индии.

Освободившиеся вакансии заполнили люди, привлеченные из разных провинций Китая. В туристическом бюро ТАР это объяснили тем, что «китайские гиды хорошо говорят на иностранных языках, в то время как среди тибетских гидов наблюдается недостаток людей, хорошо владеющих иностранными языками», забывая, что тибетцы, пожившие некоторое время в Индии, наверняка сносно говорят по-английски. Гиды, которых нанимают в Китае, должны знать и второй иностранный язык – японский, французский, немецкий или хинди.

В 2003 году ТАР взял на себя обязательство принимать на работу 100 гидов из Китая ежегодно. В апреле 2007-го в Лхасу прибыли 70 гидов, которых представитель компартии напутствовал пожеланием «неустанно повышать свою политическую грамотность, не терять политическую бдительность, быстро войти в роль, быть хорошими посланниками народа перед иностранцами и добросовестно выполнять свою обязанность знакомить с Тибетом и пропагандировать Тибет».

Если, поехав в Тибет, вы решите нанять гида, то велика вероятность, что это будет китаец, специально проинструктированный, что и как надо рассказывать. Это же, впрочем, относится и к тибетским гидам. Про иностранных туристов известно, что они любят задавать вопросы об истории Тибета и о Далай-ламе. Поэтому мы рекомендуем вам быть готовыми услышать в ответ политическую пропаганду и не надеяться, что вам удастся убедить своего гида отказаться от его взглядов на Тибет, даже если в глубине души он и не согласен с тем, что вынужден вам рассказывать.

Китайский писатель, который много времени жил в Тибете, пришел к следующему заключению: «Власти должны понимать, что туристы приезжают в Тибет не за тем, чтобы выслушивать политическую пропаганду, а чтобы своими глазами увидеть эту страну. Если власти будут использовать гидов, чтобы навязать туристам свои политические взгляды, это в итоге может обернуться против них».

Если вы все же настоите на том, чтобы вам предоставили гида тибетца, не забывайте, что на них оказывают дополнительное политическое давление. Помните, что то, что для вас является дружеской беседой, для тибетца может оказаться «прогулкой по лезвию ножа» — он будет стараться не сказать лишнего из боязни, что разговор подслушают и донесут. Но также помните, что нанимая и давая щедрые чаевые тибетскому гиду, вы наилучшим образом используете свои деньги в интересах тибетцев. Если вашу поездку организует туристическая фирма за пределами Китая, скажите, что вы хотите, чтобы с вами работал гид тибетец. Вы можете также показать в турфирме копию этого обзора.

Русскоязычная версия подготовлена фондом «Сохраним Тибет!»
Перевод Натальи Иноземцевой
www.savetibet.ru

Взгляд на проблему тибетского народа сегодня — читайте в нашей статье: Тибет сегодня. Почему Дарамсалу называют индийским Тибетом?


[adsense_id=2]


    4 Responses

  1. В Пекине довольно много тибетских лавочек, где торгуют традиционными тибетскими изделиями. Показалось, что тибетские продавцы (и тибетцы в целом) довольно мрачные по сравнению с ханьцами.

    1. Маша, а мне тибетцы запомнились очень улыбчивыми и дружелюбными людьми. И получается так — где видели мрачных тибетцев? На территории Китая…

      1. Саш, ты ведь видел тибетцев не в Тибете, а в Индии. Это — как русские в России и те русские, кто уехал на ПМЖ в другие страны. Две большие разницы.
        Кстати, в тибетских магазинчиках цены заметно выше и торговаться почти невозможно…
        Я не к тому, что кто-то там плохой, а кто-то — хороший. А к тому, что ты не решишь этот вопрос с наскока.

        1. Маша, нам с тобой надо встретиться и обсудить всё за десятком чашек чая! 🙂
          Конечно, я не смогу решить вопрос, которому современная история уже 63 года. Я просто хочу, чтобы люди знали разные стороны одной проблемы, дело не только в проблеме народа Тибета, я хочу, чтобы люди задумались над тем, что мы — современные люди творим, можно сказать своими руками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *