Sayan Kutuh, Villa Nyoman 80571 Ubud, Gianyar, Bali, Indonesia +6281558451279

На уроке у Далай Ламы

Оценить: Очень плохоПлохоТак себеХорошоЗамечательно
Загрузка...

Привет, дорогие читатели.  Я совсем недавно побывал на учении Далай Ламы 14, которое проводилось здесь, на севере Индии, в городке Дарамсала. Оно проходило в главном храме при резиденции духовного лидера Тибета и многих буддистов, его святейшества Далай-Ламы XIV. Сразу хочу предупредить, что я не расскажу вам в этой статье, о чем был урок, не буду его переводить — я просто расскажу свои ощущения от происходящего на этом уроке.

Ещё недавно, мы рассказывали, как встречали Далай Ламу из поездки по Европе. А сейчас я расскажу, как ходил на урок к Далай ламе.

Утро 30 сентября в Маклеод Ганж было не совсем обычное, на улицах было особенно много монахов, облаченных в красного и пурпурного цвета мантии. Множество людей которые спешили к резиденции Далай-Ламы. В этот день, в главном монастыре Цуглакханг (Tsuglagkhang Complex), Далай-Лама дает учение для делегации из Тайваня, а посетить их можно любому человеку.

Люди и монахи идут на уроки Далай Ламы

Главный монастырь и Резиденция Далай Ламы

На входе в монастырь было две больших очереди — одна отдельная для монахов, другая для всех светских людей, пришедших на уроки Далай-Ламы. Я отстоял очередь не менее сотни людей, прошел проверку службы безопасности и попал во внутренний двор монастыря.

Между самим зданием монастыря и резиденцией Далай-Ламы расположена площадь примерно в 50 квадратных метров и небольшой садик с террасой, с которой открывается вид на Маклеод Ганж. Сегодня эта площадка была заполнена полностью. Кто-то сидел, предварительно подстелив подушечку или теплый тибетский плед, кто-то стоял и общался, все ждали начала.

Я не стал задерживаться на нижней площадке и пошел по лестнице наверх, в сам храм. Из всех динамиков уже доносилось пение монахов, что извещало о скором начале урока Далай-Ламы.

На мой взгляд не менее 1000 людей сегодня собрались здесь. На верхней террасе монастыря многие площадки были огорожены специальной лентой, на которой была надпись для тайваньской делегации. И лишь одно крыло, справа от центральной лестницы, было не закрыто. Там, вплотную, практически по четыре человека на один квадратный метр сидели в позе лотоса монахи, иногда встречались тибетцы и совсем немного европейцев. Я прошел в середину площадки и увидел свободное местечко, куда я вполне могу поместиться.

В самом храме, во внутренних молебенных комнатах и на всех террасах монастыря -яблоку негде упасть, столько собралось людей монахов и светских, различных национальностей и возрастов, но всех их объединил интерес к учению Далай Ламы, которые начинаются сейчас, и будут идти последующие три дня.

Для справки:

Его святейшество Тензин Гьяцо Далай-Лама XIV  родился в 1935 году в восточном Тибете, в семье простых крестьян. В возрасте 4-х лет он был найден верховными Ламами по различным приметам, как перерождение и следующее воплощение Далай Ламы-XIII. Он вместе с семьей был доставлен в Лхасу, где официально признан Далай Ламой-XIV.

Мне было интересно прочесть в книге-автобиографии Далай-Ламы, как его признали реинкарнацией духовного лидера Тибета, немного отвлекусь от учения и напишу выдержку из книги:

«С уходом 13-го Далай-ламы начались поиски его перерождения, поскольку каждый Далай-лама является перерождением своего предшественника. Первый родился в 1391 году как воплощение Ченрези, на санскрите — Авалокитешвары, Будды сострадания, принявшего обет защищать всех существ. Вначале, Национальная ассамблея назначила регента, который должен был управлять страной, пока новый воплощенец не будет найден и не повзрослеет.

Затем, в согласии с древними обычаями и традициями, в качестве первого шага к нахождению места, где должно было появиться новое воплощение, на консультации были призваны государственные оракулы и ученые ламы. К северо-востоку от Лхасы были замечены любопытные формы облаков. И люди вспомнили, что после смерти Далай-ламы его тело, помещенное на троне в Норбулинке, летнем дворце Далай-лам в Лхасе, было повернуто к югу, но через несколько дней заметили, что лицо его повернулось к востоку. Кроме того, на деревянном столбе с северо-восточной стороны храма, где находилось тело, вдруг появился громадный гриб в форме звезды. Все эти и другие знаки указывали направление, в котором следовало искать нового Далай-ламу.

Затем в 1935 году, в год воды-свиньи, регент отправился на священное озеро Лхамо Лхацо, в Чойкхоргьяле, около 90 миль на юго-восток от Лхасы. Тибетцы верят,что в водах этого озера могут явиться видения о будущем. Таких священных озер в Тибете много, но Лхамо Лхацо наиболее известно. Иногда, как говорят,видения появляются в форме букв, иногда, как картины мест и будущих событий. Несколько дней было проведено в молитвах и медитации, затем регент узрел видении трех тибетских букв: А, Ка и Ма. И ещё — видение монастыря с нефритово-зелеными и золотыми крышами, а также дома с лазурной плиткой. Подробное описание этих видений было записано и держалось в строгом секрете.

В следующем году высшие ламы и высокопоставленные лица, хранившие тайны этих видений, были посланы но все части Тибета, чтобы найти место, которое регент увидел в водах озера. Те мудрецы, которые были (отправлены на восток, прибыли в наш Докхам зимой и увидели зеленые и золотые крыши монастыря Кумбум. А и деревне Такцер они заметили и дом с лазурными плитками на крыше. Начальник группы спросил, есть ли дети в семье, живущей в этом доме.И ему ответили, что там есть мальчик, которому почти два года.

Услышав эту важную новость, решили послать двух членов группы в этот дом переодетыми, вместе со слугой и двумя местными монастырскими служителями в качестве проводников. Младший монах главной партии, которого звали Лобзан Цеванг, изображал из себя начальника, в то время как настоящий глава поисковой Партии, лама Кецванг Римпоче из монастыря Сера, был одет в бедные одежды и выступал как слуга. У ворот дома незнакомцев встретили мои родители, которые Пригласили Лобсана в дом, думая, что он начальник, в то время как лама и другие принимались в комнатах слуг. Там они обнаружили и младшего сына семьи.

Как только мальчик увидел ламу, он подбежал к нему и захотел сесть к нему на колени. Лама был переодет в рясу, отороченную бараньим мехом, а на шее у него висели четки, принадлежавшие 13-му Далай-ламе. Маленький мальчик, как показалось, узнал четки и попросил, чтобы ему их отдали. Лама пообещал ему отдать, если он догадается, кто он такой. И мальчик ответил, что он был Сера ага, что на местном диалекте означало лама из Сера. Лама спросил об имени переодетого в хозяина.И мальчик сказал, что его звали Лобсан.

Он также знал имя и настоящего слуги, которого звали Амдо Кесанг. Лама провел весь день, наблюдая за малышом с растущим интересом, пока мальчику не пришло время ложиться. Вся партия заночевала в доме, и на следующий день рано утром, когда они собирались уехать, мальчик выбрался из постели и настаивал, что хочет уехать с ними. Этим мальчиком был я.

До этого времени ни отец, ни мать не подозревали о действительной цели путешественников, которых они приютили, но через несколько дней в наш дом прибыла целая поисковая партия старших лам и высокопоставленных лиц. При виде этой большой и важной делегации мать и отец поняли, что, возможно, я являюсь чьим-то перевоплощением, потому что в Тибете много перевоплощающихся лам, и мой старший брат уже был признан перевоплощенцем одного из них. Недавно перевоплощенный лама умер в монастыре в Кумбуме, и родители думали, что посетители, может быть, ищут его преемника.Но им не приходило в голову, что я мог быть перевоплощением самого Далай-ламы.

Обычно, для маленьких детишек, которые являются перевоплощенцами, считается нормальным вспоминать предметы и людей из их предыдущих жизней. Некоторые даже могут декламировать священные тексты, хотя их никто этому еще не учил. То, что я говорил ламе,заставило его предположить, что, может быть, он наконец нашел того перевоплощенца, которого искал. Поэтому и прибыла вся экспедиция, чтобы совершить дальнейшие испытания.

Они привезли с собой пару очень похожих черных четок, одни из которых принадлежали 13-му Далай-ламе. Когда они предложили мне четки на выбор, я выбрал те, которые принадлежали ему, и, как они говорят, повесил себе на шею. Такой же не был сделан и с желтыми четками. Потом они предложили мне два барабанчика — маленький барабанчик, который Далай-лама использовал для того, чтобы призывать слуг, и побольше, более украшенный, с золотыми висюльками. Я выбрал маленький барабан и начал играть в него так, как делают при повторении молитв.

Затем они представили мне два посоха. Я прикоснулся не к тому посоху, а затем остановился, посмотрел на него некоторое время и все-таки выбрал другой, который принадлежал Далай-ламе. Затем, когда они удивились моему колебанию, они выяснили, что первая трость, тоже, использовалась когда-то Далай-ламой, но он отдал ее ламе, который, в свою очередь, передал ее впоследствии Кецвангу Римпоче.

Им, также, представлялось важным, что несколько лет назад, когда 13-й Далай-лама останавливался в монастыре Кармапы Ролби Дордже на пути из Китая, он был Принят тогда местным перерожденцем его приветствовали и делали подношения жители деревни, включая моего отца, которому в то время было девять лет. Также вспомнили, что Далай-лама оставил в монастыре пару своих ботинок, именуемых джачен. И, как говорят, некоторое время он смотрел на дом, где я родился, и отметил, что это очень красивое место. Обсудив все эти факты, поисковая партия окончательно убедилась, что перевоплощение обнаружено. Они сообщили все детали в Лхасу телеграфом.» (Далай-Лама 14)

И с 6 лет Далай Лама начал свое духовное образование, которое продолжалось до 24 лет.

«В целом мое детство не было несчастливым. Доброта моих учителей всегда останется со мной, и память о них Я храню. Они дали мне религиозное знание, которое всегда было моим наибольшим утешением и вдохновением,они сделали все, что могли, чтобы удовлетворить ТО, что они считали моим здоровым любопытством относительно других вещей, но я знаю, что вырос с очень ограниченными представлениями о мирских делах.И именно в таком состоянии, когда мне было 16 лет, я был призван возглавить свою страну в период вторжения коммунистического Китая.» (Далай-Лама 14)

Институт Далай-Ламы в Тибете насчитывает уже несколько веков, начиная с Далай Ламы-5, все Далай-Ламы являлись не только духовными лидерами Тибета, но главой светского правительства Тибета. Это самая почетная и ответственная должность в Тибете, которая передается исключительно путем поиска нового воплощения ушедшего Далай Ламы.

В 1950 году, когда Далай Лама был еще очень юным и познавал науки от своих учителей, в Тибет пришла беда. Коммунистический Китай совершенно необоснованно решил, что Тибет это одна из его провинций, и ввел туда войска, чтобы подчинить Тибет и тибетцев своей новой идеологии. Об этом мы уже писали здесь:  Почему Дарамсалу называют индийским Тибетом?

В 1959 году Далай Лама, с некоторыми членами правительства Тибета, со своими родными, с присоединившимися простыми тибетцами, вынужден был эмигрировать в северную Индию, чтобы спасти от китайских захватчиков знания и ценности накопленные тибетцами за многие века. С этого момента, Далай Лама встал на долгий путь освобождения Тибета, который длится и по сей день, уже более 60-ти лет.

Вернемся к уроку. Примерно минут 40 звучали молитвы и все рассаживались по своим местам. Ждали появления Далай Ламы. На всех уровнях монастыря, включая главные церемониальные залы, установлены видео-камеры, показывающие всё происходящее в прямом эфире, который транслируется на большие плазменные панели, развешанные по всему монастырю. Звук транслируется через большие динамики, которые, также, присутствуют во всех частях монастыря.

Далай Лама шел из своей резиденции к монастырю, в сопровождении группы монахов и охранников. Его приветствовали все присутствующие, кто-то молился, кто-то встал, сложив ладошки лодочкой, кто-то просто приветственно махал рукой.

Далай Лама поднялся по лестнице на верхний уровень монастыря и прошел вокруг церемониальных залов приветствуя лично всех пришедших. Далее, он расположился в главном церемониальном зале на специальном кресле, которое было установлено на возвышении.

Как принято традициями, Далай Лама должен сидеть выше всех присутствующих на любой церемонии или встрече. Далай Лама, как и положено по традиции был одет в желтую мантию.

(Традиционный цвет монашеского ордена — красный, он может быть разного оттенка, что зависит от способа крашения материала. Официальный цвет Далай Ламы — золотой. Этот цвет считается священным. Монахи или ламы высокого звания, также, имеют право одевать поверх пурпурных мантий золотистые.)

Далай Лама еще раз поприветствовал всех собравшихся и начал свой урок. Говорил он на тибетском языке. В перерывах между небольшими отрезками его выступления, переводчик вещал на китайском языке для тайваньской делегации. До начала учения можно было заказать радиоприемник и слушать перевод на английском, немецком и японском языках.

В пяти метрах от меня под потолком висела большая плазменная панель, по которой я и мои соседи могли наблюдать Далай Ламу. Сам он находился в 25-ти метрах от нас в главном церемониальном зале.

Далай Лама говорил не спеша, хоть я и не понимаю тибетский язык, радиопереводчик я брать не стал. Я решил, что сегодня лучше будет не слушать перевод на английский язык и пытаться понять его мозгом. Лучше будет послушать речь самого Далай Ламы, сердцем и всеми клеточками организма. И почувствовать энергию его речи и проникнуться ее мудростью, без осознания самого контента. Хотелось, ощутить энергетику и атмосферу этого пространства.

Далай Лама, слушая перевод для тайваньской делегации, частенько поправляет переводчика, и весь зал начинает смеяться. Чувство юмора у тибетцев в крови и Далай — Лама очень любит пошутить.

Я сижу в окружении сотни монахов, записываю свои ощущения в тетрадь. Давненько я не писал собственноручно, словно учусь писать заново, но хочется не упустить моменты и передать для вас, дорогие читатели, свои ощущения от присутствия на уроках Далай Ламы.

В главный монастырь и резиденцию запрещено, без особого разрешения, проносить любую электронную технику, включая фото-видео камеры, мобильные телефоны, диктофоны и любые электронные гаджеты. Я сдал свой фотоаппарат и мобильный телефон в камеру хранения, как и многие здесь присутствующие. При входе в храм служба безопасности серьезно досматривает каждого человека.

Я нахожусь, здесь и сейчас, в Маклеод Ганже,  в храме Цуглакханг, рядом с резиденцией Далай Ламы, слушаю его речь, ощущаю его близкое присутствие, общий дух встречи,  атмосферу происходящего и пишу эти строки в свою тетрадь.

В это время, монахи стали ходить по рядам и предлагать тибетские лепешки, чуть позже, они принесли одноразовые стаканчики, для тех, кто не принес свои кружки или плошки, и стали разливать горячий тибетский чай с молоком и солью.

Далай Лама очень часто шутит и смеется, многие люди начинают также  громко и заразительно смеяться. Невольно и меня пронимает общая атмосфера улыбки.

Я сижу на полу, как и сотни людей вокруг. Здесь очень тесно, практически нет расстояния между людьми.  Мы хоть и находимся на верхней террасе монастыря, но сидим на улице, под навесом, а утро в конце сентября не такое уж теплое. Поэтому, сплоченные ряды учеников Далай Ламы даже как-то согревают.

Вот и до нас дошли монахи с чайниками, налили горячего тибетского чая,  в прикуску с лепешкой мы продолжаем слушать речи Далай Ламы. Так как народу очень много — разливающие чай не могут ко всем подойти, и народ с удовольствием передает сначала пустые, а потом уже наполненные кружки с чаем друг другу. Как прекрасно попить чая в такой большой и приятной компании!

На мониторе показывают внутренний двор монастыря и сад, там люди стоят вплотную к друг другу, значит пришло даже больше людей, чем ожидалось, и всем не хватило сидячих мест.

Где-то, внизу,  слышен плач ребенка. Я подумал о своих девчонках. Мы хоть и получили два пропуска на уроки Далай Ламы, но решили делегировать сюда меня одного, своих девочек я оставил дома.  Мы знали, что будет много людей, а наша малышка не сможет сидеть на одном месте все четыре часа, будет ползать вокруг и отвлекать всех свой сияющей улыбкой. Да и вижу сейчас, что и ползать тут негде. Как писал уже, все сидят вплотную. Хорошо, что остались малыши мои дома.

Вставать пришлось рано в 6 утра, попил чая, поцеловал девочек и побежал по тропинке вниз. Сейчас мы переехали в верхний Дарамкот, а резиденция Далай Ламы находится от нас в четырех километрах. Учения официально начинались в 8.00, но рекомендовано прийти в 7.30, чтобы занять себе место. С  собой предлагалось захватить коврик или подушку для сидения, зонтик на случай дождя, чашку.

Я минут за 40 успел спуститься с горы, при подходе к резиденции сделал несколько снимков, около получаса простоял в очереди при входе в монастырь,  успел найти себе место на верхней площадке монастыря.

У меня закончились чернила в ручке, благо,  рядом сидит монах, который не менее моего строчит в своей тетради, он с удовольствием делится со мной запасной ручкой, и я продолжаю свой рассказ про урок Далай Ламы. Или, правильней сказать, про мои ощущения тут. Ведь, никакой информации, о чем был урок, я вам сказать не могу.

Вот такой вот интересный рассказ у меня получается, рассказ об уроке,  не упоминая ни слова, о чем был урок.  Впервые, у меня такой опыт. 🙂

Далай Лама продолжает что-то рассказывать. На протяжении всего урока (все четыре часа) он не пользуется конспектами, смотрит всё время вперед, часто жестикулирует, подкрепляя свои слова и очень много шутит.

Знаю, что одним из важных навыков духовного обучения в буддизме — это навык проведения публичных дебатов. Ещё на учебе в монастырях оттачивается мастерство грамотно выражать свои мысли, не пользуясь никакими дополнительными источниками информации, кроме, как своей памятью, своих знаний и осознаний тех или иных явлений. Это достигается многими годами тренировки.

Наступает время перерыва на 10 минут, люди оживляются, кто-то начинает разговаривать. Во время перерыва, монахи в главном зале напевают очень низким голосом, похожим на горловое пение одну буддийскую мантру. На слух звучит она примерно так: Тадья-Та, Гатэ – Гатэ, Пара-Гатэ, Пара- Сам, Гатэ — Ботхи — Соха

В это время монах. презентовавший мне ручку (впоследствии, он мне ее подарил), интересуется у меня – что я пишу? Его удивляет то, что я пишу во время китайского перевода. и он спрашивает меня — разбираюсь ли я в китайском языке. Приходится объяснить монаху, что я пишу свои ощущения от всего происходящего вокруг. Монах  улыбается мне.

Забавно, во время продолжения урока Далай Ламы, грянул гром и пошел сильнейший ливень, людям в саду пришлось потесниться. Обезьяны, коих здесь большое множество, спрятались от ливня под высокой белой крышей монастыря, как будто и они пришли послушать урок.

От дождя стало заметно прохладнее, все явно мерзли.  И тут опять появились спасительные монахи, с вкусным и горячим тибетским чаем. Ближе к концу урока — погода наладилась и засветило солнце.

Когда Далай Лама завершил свою речь, прозвучали громкие аплодисменты. Я спустился вниз на площадку между монастырем и резиденцией и уже хотел идти к выходу, но охрана перекрыла проход. Прямо передо мной оказалась дорожка, по которой вниз шел Далай Лама, в сопровождении группы монахов. Он приветствовал всех улыбкой и я помахал ему в ответ.

Резюме.

Я пошел домой, размышляя над вопросом, что же мне вынести из всего этого, немного эмпирического для меня урока Далай Ламы сегодня? По дороге в Верхний Дарамкот я встретил попутчика — монаха, его мантия была сильно потрепана, выглядел он лет на 45-50 лет. Мы разговорились с ним. Я не запомнил его имени,  зато он мне рассказал то, что возможно, мне и нужно было сегодня узнать.

Монах этот родился и живет в Тибете. Я был сильно удивлен, как он оказался здесь, в Дарамсале, в Индии. Ведь, насколько мне известно, политика Китая давно держит тибетцев под железным занавесом, и улететь в Индию для многих простых тибетцев практически не возможно.

Монах поведал мне, что он уже много лет ходит к Далай Ламе нелегально, через границу Тибета и Непала. Он знает, что если китайские пограничники его поймают, то могут применить любую меру наказания, вплоть до высшей. Но для любого тибетца, а тем более, тибетского монаха  — увидеть и услышать своего ламу — это самая важная часть жизни.

По словам монаха, в его пути сюда, не так страшны даже китайские пограничники, как стихия. Ведь, путь из Тибета в Непал лежит в высокогорных тропах, более 4000 метров над уровнем моря. Там, практически, всегда снег. Очень холодно, есть опасность схода лавин. Часто, приходится не питаться по несколько дней. А весь путь от Тибета до Непала занимает примерно месяц. То есть, каждый раз, он идет сюда, чтобы увидеть и услышать Далай Ламу —  он очень сильно рискуя своей жизнью. Но его это не страшит, так как вера его сильней, и он не боится смерти.

Тибетца можно лишить жизни, но нельзя лишить веры. Это подтверждают и многочисленные акты самосожжения тибетцев на оккупированной территории Тибета до сих пор. Последний акт самосожжения произошел буквально несколько дней назад. Многие тибетцы совершившие такие акты, написали перед смертью, что у них нельзя отнять веру, они лучше умрут, чем будут подчиняться китайскому правительству.

Вопрос к мировому сообществу — почему многие страны и правительства очень хорошо относятся к Далай Ламе и к народу Тибета, сочувствуют им, но никто уже более 60-ти лет не может помочь остановить геноцид тибетцев, которых скоро просто может не остаться в Тибете?

Мы, вместе с Далай Ламой и всем тибетским народом, надеемся на мудрость самого китайского правительства, которое даст автономию и свободу Тибету, не только на словах и бумаге, но и на деле!

И Далай Лама, как и многие тибетцы, вынужденные проживать теперь в Индии и Непале, вернуться в свои родные земли. И Тибет заживет, как и прежде, пусть и обособленной, не очень богатой, но сохранившей свои древние обычаи и самое главное — настоящую веру, страной.

С вами был ученик уважаемого нами Далай-ламы XIV – Александр Алексеенко.

P.S.  Посмотреть расписание уроков Далай-Ламы можно здесь:

  • www.dalailama.com/teachings/schedule (англ)
  • или здесь — dalailama.ru/teachings.html (рус)
  • Совсем скоро, Учения Его Святейшества для буддистов России на русском языке  пройдут в Дели 21-23 декабря 2013 года. Более подробно читайте на этой странице — http://savetibet.ru/2013/08/02/dalai-lama.html

На официальном сайте Далай Ламы я нашел немного фото с нашего урока.

 

Сейчас, Далай Лама уже в Мексике 🙂




Запись опубликована в рубрике Дарамсала с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.



Автор статьи Александр Алексеенко
Глава семьи путешественников, блогер, идейный вдохновитель.